ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановка на учет неразграниченных земель - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 <О перераспределении земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых разграничена> (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 "О предоставлении позиции", <Письмом> Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)
(когда один из образованных земельных участков остается в неразграниченной государственной собственности), принимая во внимание пункты 9, 10 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в орган регистрации прав, на наш взгляд, должны быть одновременно представлены: заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком); заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Принимая
Решение № А33-13164/15 от 16.11.2015 АС Красноярского края
учета объектов недвижимости регулирует Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии со ст. 22 указанного закона для осуществления такого учета документов. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300303:47, образованный из земель неразграниченной государственной собственности, поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2010 на основании поданного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.11.2010 №2400/146/10-1244 и межевого плана от 26.11.2010, подготовленного ООО «Ноэма». Указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - место размещения административного здания, не требующего установления санитарно-защитной зоны; местоположение Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, пересечение ул. Караульная и
Постановление № 15АП-23173/14 от 21.01.2015 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
земельного участка на кадастровом плане территории площадью 980 кв.м. (т. 1, л.д. 13). Земельный участок площадью 980 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 06.06.2013 с кадастровым номером 23:43:0129001:11903, разрешенное использование - для размещения объекта оптовой-меклооптовой торговли (т. 1, л.д. 20 - 21). В материалы дела представлены кадастровые дела указанных земельных участков. Процедура постановки на кадастровый учет земельного участка 23:43:0129001:11903 была начата по заявлению ФИО1 05.03.2013. В заключении кадастрового инженера указано, что при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уточнение местоположения границ смежных земельных участков не производилось. Неразграниченные земли государственной собственности считаются согласованными органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Акт согласования местоположения границ земельного участка не составлялся (т. 1, л.д. 139 - 161). Процедура постановки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:11160 на кадастровый учет производилась на основании заявления ФИО1 от 18.01.2013. В акте согласования местоположения
Кассационное определение № 88А-13395/2022 от 22.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции
кадастровым номером №, и является результатом преобразования ранее сформированного земельного участка № 23 за счет присоединения к нему земель неразграниченной государственной собственности, через который был обеспечен доступ к ее земельному участку. Схема расположения данного земельного участка утверждена постановлением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 22 ноября 2019 года № 2104. Данный акт, а также последовавшая постановка Управлением Росреестра по Московской области сформированного земельного участка на кадастровый учет повлекли нарушение ее права на доступ к принадлежащему ей земельному участку, вследствие чего процедура перераспределения земель и приращения земельного участка смежных землепользователей за счет неразграниченных земель является незаконной. Существенно нарушена процедура межевания земель, согласования границ земельных участков, их постановки на кадастровый учет и последующего перераспределения земель. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО3 просила признать незаконным постановление главы Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 22 ноября 2019 г № 2104 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу:
Апелляционное определение № 2-3333/2021 от 30.03.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)
ее принятии в муниципальную собственность. Поскольку до настоящего времени решение о принятии дороги в муниципальную собственность не принято, СНТ «Вишневый сад» вынуждено за счет членских взносов ремонтировать указанную дорогу, являющуюся бесхозяйным объектом. С учетом изложенного истец просит признать незаконным бездействие администрации ГО «Горд Калининград», Комитета муниципального имущества администрации ГО «Город Калининград», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - дороги местного значения с условным кадастровым номером ЗУ1, расположенной в кадастровых кварталах №, площадью 8486 кв.м, сформированной между СНТ «Вишневый сад» и СНТ «Утро», категория земель: земли населенных пунктов (неразграниченные земли ), протяженностью 700 м от <адрес> в <адрес>, соединяющей <адрес> с <адрес> и обязать администрацию ГО «Горд Калининград», Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Горд Калининград» обратиться в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанной автомобильной дороги местного значения. Определениями суда от 06.04.2021, 30.06.2021