ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предотвращение коррупции в сфере закупок - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Роструда от 23.07.2018 N 215-к "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Федеральной службе по труду и занятости" (вместе с "Планом противодействия коррупции Федеральной службы по труду и занятости на 2018 - 2020 годы")
Роструда территориальные органы В течение 2018 - 2020 годов. Доклад ежегодно до 1 февраля, итоговый - до 1 декабря 2020. Повышение эффективности работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, неотвратимость привлечения к ответственности в случае их несоблюдения. 3 Принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части ведения дел федеральных государственных служащих, в том числе усилению контроля за своевременной актуализацией информации о родственниках и свойственниках, содержащейся в анкетах федеральных государственных служащих, в целях выявления возможного конфликта интересов Управление делами, территориальные органы В течение 2018 - 2020 годов. Доклад ежегодно до 1 февраля, итоговый - до 1 декабря 2020 Совершенствование работы по предупреждению и выявлению возможного конфликта интересов, расширение кадровой базы по предупреждению и выявлению конфликта интересов. 4 Осуществление комплекса мер по противодействию коррупции в сфере закупок , товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд: Управление делами, Комиссия, территориальные органы Роструда В течение 2018 - 2020 годов Повышение эффективности работы по
Определение № 302-ЭС21-17055 от 12.01.2022 Верховного Суда РФ
(результативности). Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд. В статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . Аналогичные положения ранее содержались в части 1 статьи Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее – размещение заказов), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства
Определение № 305-ЭС21-7750 от 15.12.2021 Верховного Суда РФ
результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд. В статье 1 Закона № 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . Аналогичные положения ранее содержались в части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства
Определение № 03АП-1391/19 от 03.03.2020 Верховного Суда РФ
2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В свою очередь, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть1 статья 1). Цели правового регулирования этих законов в силу прямого на то в них указания нельзя назвать аналогичными. В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц - эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает
Определение № 307-КГ15-8680 от 11.08.2015 Верховного Суда РФ
Суд округа поддержал вывод суда апелляционной инстанции о том, что понятия «учредитель (участник)» и «участник (учредитель)», содержащиеся в положениях Закона № 44-ФЗ, не разграничиваются и являются тождественными (равнозначными). Оснований не согласиться с выводами судов апелляционной инстанции и округа не имеется. Положениями Закона № 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . Нормативное регулирование указанных отношений основывается на соблюдении конституционных принципов добросовестности, свободы договора и стабильности гражданского оборота в целях достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных нужд, государства и общества в целом. Для соблюдения указанных принципов федеральный законодатель предусмотрел систему единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить реализацию целей регулирования отношений в данной сфере - стимулирование добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений,
Постановление № А33-12870/14 от 31.03.2015 АС Восточно-Сибирского округа
такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . Статьей 6 этого Закона установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в
Постановление № А56-62403/2021 от 28.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
работ является существенным условием договора подряда. Из пункта 2 статьи 767 ГК РФ следует, что изменения условий муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом. Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 указанного закона. В пункте 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в
Постановление № Ф03-962/2022 от 30.03.2022 АС Дальневосточного округа
суде Сахалинской области рассматривается дело № А59-6618/2020 по заявлению АО «Донгис» к УФАС по Сахалинской области о признании незаконным решения от 23.12.2020 № 065/06/104-1252/2020 о включении ООО «УК ДонГИС» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем утвержденное в рамках настоящего дела мировое соглашение напрямую затрагивает права и интересы Управления, так как может повлиять на исход дела приведенного выше дела. Как указывает заявитель, кассационная жалоба подана в целях защиты публичных интересов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок . АО «Донгис» в отзыве на кассационную жалобу общество просит определение суда об утверждении мирового соглашения оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представитель УФАС по Сахалинской области настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, представители АО «Донгис» и Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска поддержали позицию, приведенную в отзыве. Муниципальное казенное предприятие «Горархитектура» городского округа «Город Южно-Сахалинск» извещено о времени и месте рассмотрения кассационной
Постановление № А12-4571/2022 от 20.09.2022 АС Поволжского округа
эффективности осуществления закупок. Сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призвано реализовать закрепленные в статье 6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок . Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным
Постановление № А12-20464/19 от 22.07.2020 Суда по интеллектуальным правам
результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации заказчикам следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ. В Законе № 44-ФЗ в свою очередь содержится явно выраженный направленный на противодействие злоупотреблениям в сфере закупок запрет на заключение сделок в обход предусмотренных конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов, а также правила формирования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, соблюдение которых призвано обеспечить эффективность, результативность осуществления закупок товаров, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок . В статья 21 Закона № 44-ФЗ также отмечалось, что включения информации о закупке в план-график на финансовый год, являющийся основанием для осуществления закупок и размещаемый в единой информационной системе. В частности, в нем должны быть указаны цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа и так далее (части 3, 6 статьи 21). Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией,
Решение № 2А-53/2018 от 13.06.2018 Куньинского районного суда (Псковская область)
ООО «Х» заключению данных договоров. Указанное свидетельствует, что занятие должности начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства создает условия для принятия А. решений в пользу управляющей организации ООО «Химсервис». Однако, как самой А., так и работодателем меры по предотвращению данного конфликта интересов приняты не были. Кроме того, прокуратурой района установлено следующее Согласно пункту 12 статьи 7 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В соответствии с ч.1, ч.6 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).Членами
Определение № 2-884/2021 от 18.08.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приведенные правовые нормы направлены на предотвращение и преодоление коррупции и в равной мере распространяются на всех муниципальных служащих. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для расторжения трудового договора с ФИО1 явилась ситуация, при которой последний действовал в состоянии конфликта интересов с целью получения материальной выгоды, о чем ФИО1 в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не уведомил работодателя, не предпринял мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок , регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 названного Федерального закона, допускается