ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 56-АД19-8 от 21.06.2019 Верховного Суда РФ
на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра. При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Согласно Приложению № 9 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» после осмотра на
Определение № 303-ЭС17-1797 от 17.03.2017 Верховного Суда РФ
нарушены права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, руководствуясь положениями статей 447, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суды исходили из установленного (в том числе в ходе прокурорской проверки) факта отсутствия в качестве приложения к заявке общества «АТП «Тримас» для участия в конкурсе документов, подтверждающих возможность самостоятельно проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль за состоянием здоровья водителей (копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) по оказанию доврачебной или амбулаторно-поликлинической помощи в части осуществления медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) или с привлечением лиц, имеющих лицензию (копия договора с соответствующими лицами и организациями), и сделали вывод о нарушении департаментом действующего законодательства и создании обществу «АТП «Тримас» преимущественного условия для участия в конкурсе, при его фактической невозможности участвовать в таком конкурсе. Поскольку выявленное нарушение повлияло на результат определения победителя конкурса, права и законные интересы заявителя на равное и открытое
Решение № А11-9297/12 от 11.01.2013 АС Владимирской области
грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 № 75, пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; не организован и не проводится послерейсовый медицинский осмотр водителей автобусов (нарушение пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, подпункта 4 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; специалист, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр водителей не имеет обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" (нарушение подпункта "в" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом); отсутствуют графики работы (сменности) водителей (нарушение
Постановление № А29-8776/12 от 22.04.2013 АС Республики Коми
ПАЗ-320538-70, г.р.з. Н082ТА11 Кутькин Л.И., и КАВЗ-397653, г.р.з. В814ОА11 Торопов А.С., осуществлявших подвоз учащихся к месту обучения и обратно, приступили к работе без прохождения предрейсового медицинского осмотра. Данное обстоятельство подтверждается копиями путевых листов. Из материалов дела следует, что 12.01.2011 между МОУ «СОШ» п.Аджером (Заказчик) и муниципальным учреждением здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница» (Исполнитель) был заключен договор № 25 на проведение предрейсового медицинского осмотра (л.д.12-13). В соответствии с указанным договором работник Исполнителя должен проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей школьных автобусов МОУ «СОШ» п.Аджером на базе Аджеромского фельдшерско-акушерского пункта. Предрейсовый медицинский осмотр водителей школьных автобусов 18.09.2012 не был проведен из-за отсутствия работника Аджеромского фельдшерско-акушерского пункта, находящегося в отпуске, тогда как другого работника для проведения предрейсового медицинского осмотра МУЗ «Корткеросская центральная районная больница» не выделило. 04.10.2012 по результатам проведения проверки должностным лицом ГИБДД МО МВД РФ был составлен протокол об административном правонарушении серии 11 АЮ № 0000210, которым деяние Школы квалифицировано по части
Решение № А29-9538/08 от 17.02.2009 АС Республики Коми
филиал», с которой индивидуальный предприниматель Фалиштинский О.А. заключил договор на оказание транспортных услуг №13 от 01.04.2006г. Согласно данных договоров Фалиштинский О.А. как «исполнитель» обязан собственными силами оказывать услуги автотранспортным и специальным транспортом, согласно представленных заявок, обеспечить выход транспорта на линию согласно принятым заявкам, подавать транспорт своевременно, в исправном состоянии, в соответствующей комплектации, пригодной для оказания транспортных услуг, обеспечивающим производительную работу в течение времени, указанном в заявке, путевом листе, графике, выдавать путевые листы, обеспечить предрейсовый медицинский осмотр водителей и машинистов, а так же предрейсовый осмотр транспортных средств на линию механиками, в случае поломки транспортных средств обязан принять меры по их замене, самостоятельно производить налоговые отчисления в бюджеты и фонды Республики Коми и Российской Федерации, а ООО БК «Евразия» обязуется оплатить данные услуги на условиях настоящего договора. Как было установлено в ходе проверки и не оспаривается налогоплательщиком, в 2005 году при наличии и эксплуатации собственных транспортных средств с целью выполнения договора по
Решение № А31-5668/07 от 13.12.2007 АС Костромского области
предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Согласно пункту 1 статьи 23 вышеуказанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Аналогичное требование содержит пункт 2.2 Положения по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2. Предрейсовый медицинский осмотр водителей , с которыми у Предпринимателя заключены трудовые соглашения, с начала 2007 года осуществляла не организация здравоохранения, а медицинская сестра Гавриловской больницы Сересева Т.И., не имеющая лицензии на оказание в частном порядке медицинских услуг. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями Сересевой Т.И. (лист дела 96), водителя Фадеева А.В. (лист дела 97) и не отрицалось представителем Предпринимателя в судебном заседании. Как указала Сересева Т.И. в своем объяснении, она осуществляла предрейсовый медицинский осмотр водителей, работающих у Бертовой С.В.,
Решение № А11-2713/13 от 10.06.2013 АС Владимирской области
Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Моченова Юрия Алексеевича (далее Моченов Ю.А., заинтересованное лицо), к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование заявленного требования Управление сослалось на выявление в деятельности Моченова Ю.А. нарушений лицензионных требований и условий, а именно: специалист, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр водителей , не прошел необходимое обучение; нарушение порядка составления графиков работы (сменности) водителей; нарушение порядка учета рабочего времени, отработанного водителями; нарушение порядка оформления путевых листов. При этом Управление пояснило, что Моченовым Ю.А. допущены нарушения подпунктов «в», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства
Решение № 7-369/17 от 27.07.2017 Пензенского областного суда (Пензенская область)
10 минут по адресу: <адрес> в ходе проведения государственным инспектором Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Скачковым К.В. рейдовых мероприятий установлено, что перевозчиком - индивидуальным предпринимателем Серебряковым Г.Н. осуществлялась перевозка пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств: 25 октября 2016 г. автобусов марки «<данные изъяты>» регистрационный знак <данные изъяты> и «<данные изъяты>», регистрационный знак <данные изъяты>. Предрейсовый медицинский осмотр водителей Ц. Е.В. в 06 часов 50 минут 25 октября 2016 г. и М. С.В. в 05 часов 10 минут 25 октября 2016 г. проводился по адресу: <адрес>, медицинским работником Ш. Л.А., однако лицензия на указанную деятельность у нее не имеется; 26 октября 2016 г. автобусов марки <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя К. В.В. и «<данные изъяты>», регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя Ц. Е.В. Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Постановление № 7-235/13 от 23.04.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)
утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 года N 2510/9468-03-32). Согласно п. 2.1 Устава МУП «Городские дороги плюс», предприятие создано с целью осуществления деятельности по содержанию и строительству автомобильных дорог, и иных транспортных инженерных сооружений, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, благоустройства и озеленения территории муниципального образования «город Саратов», извлечению прибыли. В п. 2.4 Устава к дополнительным видам деятельности предприятия отнесен предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств. Из материалов дела усматривается, что предрейсовые медицинские осмотры водителей МУП «Городские дороги плюс» осуществляются штатными медицинскими работниками предприятия А.,П.,Б., имеющими дипломы медицинских образовательных учреждений, сертификаты специалистов предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (л.д. 41-50). Усматривается также, что указанные медицинские работники осуществляли предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств - исключительно работников МУП «Городские дороги плюс». Доказательства оказания МУП «Городские дороги плюс» услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам и получения прибыли
Апелляционное определение № 33-615/2017 от 06.07.2017 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном
Апелляционное определение № 33-7376/2017 от 13.07.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
районная больница» издан приказ № о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора фельдшеру по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Ружниковой Л.И., по факту того, что она заочно, не проводя предрейсового медицинского осмотра, выпустила водителей автомобиля МБУЗ ТЦРБ З., С., Л. на линию 21.11.2016 г., поставив личную печать в путевых листах. Основанием послужили: докладная старшего фельдшера ОСМП А. от 21.11.2016 (л.д. 17), пояснительная Ружниковой Л.И. от 25.11.2016, в которой она указала, что предрейсовый медицинский осмотр водителей З., С., Л. она не проводила. С приказом № от 14.12.2016 Ружникова Л.И. ознакомлена 15.12.2016. В соответствии с п. 3.18 должностной инструкции фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, с которой истец была ознакомлена 15 марта 2016 года, в обязанности истца входит проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница». Согласно п. 16 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка