ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предупреждение паводка - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации" (утв. МЧС России 11.10.2021)
для качественной организации мониторинга, прогнозирования и моделирования развития паводковых процессов использовать накопленный опыт работы, современные технологии и технические средства, в том числе данные космического мониторинга, БАС, технологии трехмерного моделирования и др.; заблаговременно проводить эффективные превентивные мероприятия именно на тех участках, в которых создается угроза возникновения опасных гидрологических явлений; своевременно проводить оповещение, информирование, подготовку, эвакуацию населения и их жизнеобеспечение; наладить тесное взаимодействие всех органов управления РСЧС на всех уровнях и своевременно принимать выверенные решения на предупреждение паводков и наводнений, а также ликвидацию их последствий. Только совместная деятельность всех органов управления и сил РСЧС на всех уровнях позволит своевременно провести предупредительные мероприятия, направленные на недопущение гибели людей и снижение материального ущерба при прохождении паводкоопасного периода. Приложение ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Ф И ТП РСЧС В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПАВОДКООПАСНОГО ПЕРИОДА N п\п Наименование мероприятий Характеристика мероприятий Режим повседневной деятельности Режим "Повышенная готовность" Режим "Чрезвычайная ситуация" Органы управления Ф и
"Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2022 год" (утв. МЧС России 24.11.2021 N ОМ-ВЯ-1-А4)
получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных явлениях, сведениях о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также для моделирования развития опасных факторов возможной чрезвычайной ситуации; своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения; заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, лекарственных препаратов для населенных пунктов, с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения; обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки; обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья; обеспечение контроля за соблюдением собственниками водопроводных гидротехнических
Указ Президента РФ от 20.05.2002 N 495 "О помиловании Соловьева А.Н."
людей; протяженность участков автомобильных дорог; количество автомобильных мостов; количество железнодорожных мостов; источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах возможного затопления: кладбища, скотомогильники, хвостохранилище, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГСМ) и автозаправщики (АЗС), автомойки, очистительные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей; количество объектов экономики, в том числе потенциально опасных. Глава 3. Превентивные мероприятия по предупреждению паводка и смягчению возможных последствий в период прохождения весеннего половодья Своевременное выполнение противопаводковых мероприятий позволяет существенно снизить размеры вредного воздействия паводковых вод. Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы: 1 группа - меры прогнозно-аналитического характера; 2 группа - меры организационно-оперативного характера; 3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия. К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение
Указ Президента РФ от 29.12.1994 N 2227 "О присвоении почетных званий Российской Федерации"
безопасности в местах зимнего туризма. Выводы из прогноза оформляются на карте, а также в табличном виде (Приложение N 2). В примечании указываются другие необходимые данные, не вошедшие в таблицу. 2 раздел. Организация планирования и проведение превентивных мероприятий по предупреждению ЧС на водных объектах на территории Российской Федерации В данном разделе перечисляется состав мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на водных объектах в зимний период на территории Российской Федерации. Список возможных превентивных мероприятий формируется в соответствии с перечнем рисков возникновения ЧС, прогнозируемых на водных объектах Российской Федерации с октября по апрель месяц, характерных для каждого ФО. Примерный перечень рисков возникновения источников ЧС на водных объектах в зимний период включает в себя: снегодождевые паводки ; нагонно-сгонные явления; зажорные явления; наледеобразование; отрыв припая прибрежного льда в территориальном море; отрыв прибрежного льда во внутренних водах; провалы людей и техники под лед водоемов; опасность ЧС, обусловленных разрушением санкционированных ледовых переправ; опасность возникновения ЧС на зимниках;
Определение № 304-ЭС20-19388 от 07.12.2020 Верховного Суда РФ
подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, управлением в отношении органов соцзащиты проведены проверки использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий произошедшего в 2018 году на территории Алтайского края паводка , по результатам которых составлены акты от 20.03.2019 о выявленных нарушениях. Кроме того управлением в отношении министерства также проведена плановая выездная проверка использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий произошедшего в 2018 году на территории Алтайского края паводка, по результатам
Определение № 08АП-13874/18 от 08.07.2019 Верховного Суда РФ
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470, исходили из того, что бюджетные ассигнования выделяются конкретным получателям бюджетных средств (адресно), то есть применительно к рассматриваемой ситуации - гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнение в апреле 2016 года). Суды также указали на то, что администрацией допущено нарушение порядка рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, в результате чего помощь была оказана пострадавшим гражданам, не указанным в первоначально представленных администрацией списках. Вместе с тем суды установили, что такое нарушение в настоящем случае является формальным, поскольку оно по своей сути в сложившихся условиях чрезвычайной ситуации не привело к неправомерному расходованию полученных средств: в дальнейшем помощь фактически была оказана гражданам, нуждающимся в такой помощи от государства и имеющим право на ее получение; бюджетные ассигнования из резервного фонда в конечном итоге получили именно те граждане, которые пострадали от паводка 2016 года,
Определение № 308-ЭС21-23118 от 31.01.2022 Верховного Суда РФ
дела кассационную жалобу администрации Краснодарского края (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2021 по делу № А32-36139/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2021 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Сити Центр» (далее – общество) к администрации Краснодарского края в лице Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – комиссия) о признании недействительным решения от 06.03.2019 № 828 «О мерах по подготовке к пропуску весенне-летнего паводка на территории Краснодарского края» в части включения в него здания торгово-развлекательного комплекса «Сити Центр», расположенного по адресу: Краснодар, Индустриальная, 2, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных
Постановление № А51-1647/15 от 12.10.2015 АС Дальневосточного округа
ситуации и организовать работы по ее ликвидации в соответствии с решением комиссии при Администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.07.2013 № 29 «О мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, возникших в результате циклона 24-26 июля 2013 года», планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планом взаимодействия в Приморском крае. Письмом от 27.07.2013 № 11/4620 Администрация обратилась к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Авиационно-спасательный центр МЧС России» (далее - ДВРЦ) с просьбой задействовать два вертолета Ми-8 для оперативного реагирования по оказанию помощи гражданам, оказавшимся отрезанными в результате паводка . Также в период с 26.07.2013 по 02.08.2013 в адрес ДВРЦ поступили письма от Главного управления МЧС России по Приморскому краю, содержащие просьбу разрешить использовать воздушные суда Ми-8 (RF-31359 и RF-31358) авиационного звена ДВРЦ, при этом в письме указано, что аэропортовые сборы, обеспечение авиационным топливом воздушных судов производится за
Постановление № А55-13822/20 от 18.05.2021 АС Поволжского округа
услуг от строительных отходов и мусора, остатков демонтированного верхнего строения пути и использованных материалов. Исполнитель осуществляет своими силами и средствами сбор, транспортировку, утилизацию и обезвреживание всех видов отходов, образующихся в процессе оказания услуг (строительных отходов, мусора, старого балласта, негодных брусьев, шпал и др.) с предоставлением заказчику справки об утилизации; - услуги по снегоборьбе (совокупность мероприятий и средств, применяемых на железной дороге, по предупреждению снежных заносов, и по борьбе со снегом и льдом для обеспечения непрерывности движения), водоборьбе (мероприятия, обеспечивающие беспрепятственный пропуск весенних и ливневых вод или паводков и предохраняющие земляное полотно и искусственные сооружения от повреждений), а также аварийно-восстановительные услуги (по требованию заказчика) осуществлять круглосуточно. Суды указали, что перечень и объем оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение № 1 к договору), в пункте 5.5 которого указано, что в объем работ входит своевременная очистка подъездных железнодорожных путей, стрелочных переводов, железнодорожных переездов и технологических проездов от снега, песка, грязи, отвод воды
Постановление № 07АП-3512/20 от 25.06.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда
доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей УФК по АК и Министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части. Как следует из материалов дела, УФК по АК в отношении УСЗН по Усть-Калманскому району» в период с 11.03.2019 по 20.03.2019 проведена проверка использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий произошедшего в 2018 году на территории Алтайского края паводка . По результатам данной проверки принят акт выездной проверки от 20.03.2019 о выявленных нарушениях. УФК по АК в отношении УСЗН по городу Белокурихе и Солонешенскому району в период с 18.02.2019 по 20.03.2019 проведена проверка использования средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией
Постановление № 15АП-8165/2021 от 10.06.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о том, что спорный объект является потенциально опасным по смыслу требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В связи с чем, принятое Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решение от 06.03.2019 № 828 «О мерах по подготовке к пропуску весенне-летнего паводка на территории Краснодарского края» является незаконным в части включения в него здания торгово-развлекательного комплекса «Сити Центр», расположенного по адресу: <...>. Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению. При обращении в арбитражный суд ООО ГК «Сити Центр» заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим заявлением. В обоснование ходатайства общество указывает на обжалование рассматриваемого решения в суде общей юрисдикции и последующее прекращение производства
Постановление № 5-64/19 от 05.06.2019 Холмского городского суда (Сахалинская область)
зарегистрированного и проживающего по адресу <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Согласно постановления заместителя Холмского городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Холмской городской прокуратурой на основании поручения прокуратуры Сахалинской области об организации проверки публикации СМИ «Холмчан предупреждают о возможном подтоплении» от ДД.ММ.ГГГГ № организована проверка доводов, изложенных в публикации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Холмский ГО» направлен запрос для предоставления сведений о принятых мерах по предупреждению паводка на реках Холмского района весной 2019 года на территории <адрес> и иным вопросам, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Оригинал указанного запроса № направлен в администрацию МО « Холмский ГО» ДД.ММ.ГГГГ факсимильной связью, что подтверждается отчетом об отправке, а также получено нарочно 27.03.20119 года, о чем имеется отметка в книге учета документов, отправленных с нарочным №. Согласно информации администрации МО «Холмский ГО» от ДД.ММ.ГГГГ, запрос № года от ДД.ММ.ГГГГ поступил в администрацию МО «Холмский ГО»
Решение № 2А-1298/2021 от 20.09.2021 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)
и муниципального образования к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, обязании принятия мер, УСТАНОВИЛ: Прокурор Изобильненского района Ставропольского края Панасенко С.Н. в интересах Российской Федерации и муниципального образования обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, обязании принять меры, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы предупреждения паводков и чрезвычайных ситуаций. Проверкой установлено, что в администрации Изобильненского городского округа <адрес> в нарушение подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работа в области профилактики терроризма и минимизации и (или) ликвидации его последствий в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений должным образом не ведется. На основании судебных решений в муниципальную собственность Изобильненского городского округа Ставропольского края оформлено 21 гидротехническое сооружение, <данные