ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-ЭС15-3678 от 17.09.2015 Верховного Суда РФ
Гражданский кодекс, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, определяет, что учреждение в силу статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса не может обладать данным имуществом на праве собственности. Пункт 2 статьи 42 и пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют не содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, а закрепляют особенности их учета. Поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, полученных от такой деятельности, не изменяет закрепленный Гражданским кодексом объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества. Таким образом, нормами Гражданского кодекса не предусмотрено возникновение у государственных бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников. Такое имущество, также как полученное за счет бюджетного финансирования, поступает учреждению на праве оперативного управления. Часть 2 статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном
Определение № 304-ЭС21-1203 от 16.03.2021 Верховного Суда РФ
учреждения управлением выявлены нарушения бюджетного законодательства. Учреждению выдано представление от 25.02.2020 № 52-22-11/1375, в пункте 4 которого указано, что в нарушение статьи 160.1, пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) учреждение полученные доходы от осуществления приносящей доход деятельности, не связанной с осуществлением собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в общей сумме 2 243 279,19 руб. отразило на лицевом счете администратора доходов учреждения и направило на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. В пункте 1 резолютивной части представления указано, что по нарушению, указанному в пункте 4 представления, учреждению следует уточнить платежи в федеральный бюджет, представив соответствующее уведомление (уведомления) об уточнении вида и принадлежности платежа в УФК, в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н. Уточнение необходимо произвести на закрепленные источники доходов федерального бюджета от приносящей доход
Определение № А03-5287/2021 от 25.04.2022 Верховного Суда РФ
429 рублей 24 копеек, на выполнение муниципального задания в размере 1 735 541 рубля 39 копеек (пункт 1). Основанием для вынесения представления в обжалуемой части послужили выводы комитета о незаконном перемещении остатков материальных запасов, приобретенных за счет средств субсидии на иные цели, к остаткам материалов по приносящей доход деятельности и выполнению муниципального заказа. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений , утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого пункта представления недействительным. Судебные инстанции исходили из отсутствия нарушения бюджетного законодательства в действиях учреждения. При исследовании обстоятельств дела установлено, что работы по соглашению о предоставлении субсидии выполнены
Определение № 307-ЭС21-13840 от 25.08.2021 Верховного Суда РФ
коп., что снижает размер прибыли, полученной в результате приносящей доход деятельности, искажает отчетные показатели исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности; в пункте 3.3 итоговой части представления в качестве мер по пресечению и предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в представлении требуется обеспечить соблюдение положений трудового законодательства Российской Федерации, в том числе Отраслевого положения об оплате труда, коллективного договора, положения о системе оплаты труда при начислении заработной платы работникам учреждения. Полагая представление незаконным в части пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 7.1, 7.3, 3.3, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Оценивая законность представления в части названных нарушений, суды руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях », Положением о порядке формирования муниципальных заданий муниципальным
Постановление № А55-2292/16 от 22.11.2016 АС Самарской области
учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (пункт 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Таким образом, операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2, пункт 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (пункт 3 статьи 298 ГК РФ). Исключение составляют доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям статьи 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета. Статьей 57 БК РФ предусмотрено, что доходы от
Постановление № 06АП-3066/2010 от 04.08.2014 АС Хабаровского края
к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от приносящей доход деятельности на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения. Согласно пункту 4 части 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ бюджетное учреждение
Постановление № 15АП-1542/20 от 19.02.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
оплатить товар. Согласно п. 1.3 договора, поставка товара в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к договору) осуществляется по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова 195/7. Поставка товара может производиться партиями. Срок поставки товара составляет 120 календарных дней с момента заключения договора. Поставщик имеет право досрочно поставить товар. Сумма договора составляет 8 777 863 руб. 32 коп., в том числе НДС 1 338 996 руб. 10 коп. Финансирование осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения . Заказчик производит оплату в безналичном порядке на основании счета, счета-фактуры, товарной накладной (или универсально-передаточного документа) в течение 30 дней по факту поставки товара (п.2.2). Как следует из материалов дела, обязательства по поставке товара ответчиком не исполнено в срок. В срок поставлено товаров на сумму 4 603 497 руб. 66 коп. С просрочкой товар поставлен по следующим товарным накладным: № 46692 от 14.11.2018 (поставлено 22.11.2018) на сумму 28 349 руб. 96 коп.;
Решение № 2А-4698/17 от 13.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)
искусств № 3» г. Омска. Стоимость работ предварительно составила 97.214,58 рублей. Ведутся переговоры с подрядчиком на замену оконных блоков в хореографическом зале. Локально-сметный расчет находится в стадии разработки. Всего в 2017 году на ремонтные работы было направлено: за счет средств бюджета г. Омска в Бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» г. Омска 1.250.000 рублей из них израсходовано на данный момент 1.039.322,27 рублей, за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» г. Омска 581.441, 22 рублей на ремонтные работы и 247.803,31 на работы по обследованию строительных конструкций здания и разработку проектно-сметной документации. Потребность в дополнительных ассигнованиях, необходимых для выполнения ремонтно-восстановительных работ в здании учреждения составляет 3.000.000 рублей. Данные средства предусмотрены в предельных объемах финансирования ремонтно-восстановительных работ департаментом культуры Администрации г. Омска при формировании проекта бюджета на 2018 год. Просит суд освободить департамент культуры Администрации г. Омска
Решение № 2А-4665/17 от 13.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)
искусств № 3» г. Омска. Стоимость работ предварительно составила 97.214,58 рублей. Ведутся переговоры с подрядчиком на замену оконных блоков в хореографическом зале. Локально-сметный расчет находится в стадии разработки. Всего в 2017 году на ремонтные работы было направлено: за счет средств бюджета г. Омска в Бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» г. Омска 1.250.000 рублей из них израсходовано на данный момент 1.039.322,27 рублей, за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» г. Омска 581.441, 22 рублей на ремонтные работы и 247.803,31 на работы по обследованию строительных конструкций здания и разработку проектно-сметной документации. Потребность в дополнительных ассигнованиях, необходимых для выполнения ремонтно-восстановительных работ в здании учреждения составляет 3.000.000 рублей. Данные средства предусмотрены в предельных объемах финансирования ремонтно-восстановительных работ департаментом культуры Администрации г. Омска при формировании проекта бюджета на 2018 год. Просит суд освободить Бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская