ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Признание жилого помещения пригодным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)
реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости
Решение Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N АКПИ12-801 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.012006 N 47>
здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Пункт 7 Положения закрепляет, что признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей, на основании оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям. При этом в силу пункта 54 Положения для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов. Довод заявителя о
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.06.2016 N АКПИ16-355 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "д" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>
28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 269 (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 6 февраля 2006 г., N 6, "Российской газете" 10 февраля 2006 г. Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Раздел IV Положения определяет порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Поводом для рассмотрения комиссией вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания, признания многоквартирного дома аварийным могут быть заявление собственника помещения, заключение органов государственного надзора (контроля), гражданина (нанимателя). Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной
Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2013 N АКПИ13-593 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>
многоквартирного дома, использованное в оспариваемой заявителем норме, основано на указанных положениях закона и не противоречит им. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречил бы абзац первый пункта 6 Положения, не имеется. Жилищный кодекс Российской Федерации, в том числе указываемые в заявлении нормы, не содержит иных условий признания жилого дома многоквартирным. В данном случае таким нормативным правовым актом является Положение, отдельная норма которого оспаривается заявителем. Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и не регулирует порядок и основания изменения статуса жилого помещения. Пункт 6 Положения не содержит норм, препятствующих изменению вида объекта учета при наличии для этого правовых оснований, в том числе предусмотренных данным пунктом. Б., оспаривая отдельную норму Положения, фактически ставит вопрос о проверке правильности толкования судами этой нормы и
Решение Верховного Суда РФ от 14.07.2010 N ГКПИ10-628 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47>
по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42 - 48 Положения). Пункт 7 Положения, регулирующий порядок создания межведомственной комиссии и ее состав, устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо). Приведенные в приложениях N N 1, 2 к Положению формы заключений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акта обследования помещения предусматривают участие приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица при составлении заключения и проведении межведомственной комиссией обследования помещения. Таким образом, доводы заявителя о нарушении оспариваемым им нормативным правовым актом права собственника жилого помещения на участие в работе межведомственной комиссии при решении вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу не соответствуют действительности. Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом
Решение № АКПИ19-304 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5). Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. № 47 утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. № 1653). Следовательно, доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы Правительством Российской Федерации с превышением предоставленных ему законодателем полномочий, являются несостоятельными. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 6 февраля 2006 г., № 6, «Российской газете» 10 февраля 2006 г. Разделом IV
Апелляционное определение № АПЛ19-354 от 17.10.2019 Верховного Суда РФ
указов Президента Российской Федерации. Статья 12 ЖК РФ содержит перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, среди которых: определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания; установление правил пользования жилыми помещениями; определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений. В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. С учетом приведенных законоположений вывод суда о принятии оспоренного в части Положения в пределах полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации, обоснован. Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом
Кассационное определение № 38-КА19-2 от 26.04.2019 Верховного Суда РФ
является неправильной исходя из следующего. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 указанного кодекса). В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией (далее - комиссия). Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Подпунктом «б» пункта 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания
Кассационное определение № 18-КАД20-33 от 27.01.2021 Верховного Суда РФ
Федерации. Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 года № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 7 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав которой включаются представители органа местного самоуправления, органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности,
Постановление № А66-6690/2021 от 24.01.2022 АС Тверской области
помещения по адресу: Москва, улица Нагорная, дом 5, корпус 4, квартира 32, пригодным (непригодным) для проживания. Префектура с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на законность оспариваемого решения префектуры, поскольку, как указывает ответчик, в представленных апелляционным судом при обращении с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания» в отношении спорного жилого помещения документах содержатся противоречивые сведения относительно общей площади, жилой площади, этажа, на котором находится данное жилое помещение, что является основанием для отказа в предоставлении вышеназванной государственной услуги. Также указывает, что судом первой инстанции не учтены положения постановления правительства Москвы от 21.12.2017 № 1072-ПП «О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в городе Москве и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых
Постановление № 06АП-1750/2022 от 19.07.2022 АС Хабаровского края
– 3,3 (секция 8). Относительно ссылки арбитражного суда на наличие положительного заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о соответствии помещения требования от 28.07.2021 № 1256, суд второй инстанции отмечает следующее. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 к полномочиям межведомственной комиссии относится оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вышеуказанное заключение межведомственной комиссии принято на основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», в котором дана оценка соответствия создаваемых в процессе перевода обособленных жилых помещений требованиям СанПин 2.1.3.2684-21; заключения ООО «Аудит безопасности» о соответствии создаваемых в процессе перевода обособленных жилых помещений требованиям пожарной безопасности; проекта перевода, выполненного ООО «Строй-ДВ», согласно которому все проводимые в нежилом помещении
Постановление № А65-5561/2021 от 15.09.2022 АС Поволжского округа
реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости
Постановление № 13АП-21287/18 от 25.09.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления. Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурса на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на обшедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. Оценка соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки
Постановление № А26-778/18 от 25.09.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления. Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурса на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на обшедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. Оценка соответствия помещения установленным в Положении №47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки
Решение № А-266/2022 от 07.06.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)
администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>. В силу п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме. Установлено, что администрацией сельского поселения Алексеевский предоставляются следующие муниципальные услуги: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом». Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Алексеевский указанные муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, должностными лицами
Решение № 2А-557/19 от 06.05.2019 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)
подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 в отношении многоквартирного дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери; признать незаконным решение Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.05.2018 об отказе Гудковой Т.А. в предоставлении муниципальной услуги, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 и 2.6.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в отношении дома №12 по Ремесленному проезду в городе Твери; возложить на Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность оказать Гудковой Т.А. муниципальную услугу «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и принять одно из
Решение № 2А-1943/2016 от 23.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
судебного заседания Тарасенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Ростова-на-Дону к административному ответчику – Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо– Департамент ЖКХ г. Ростова-на-Дону об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта, УСТАНОВИЛ: Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 г. № 794 утвержден административный регламент № АР-212-01 муниципальной услуги « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в которое в марте 2015 года внесены изменения. Однако соответствующие изменения не внесены в Административный регламент, в связи с чем он стал противоречить требованиям федерального законодательства. Так, согласно абз. 2 п. 1.2.5 Регламента
Решение № А-268/2022 от 07.06.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)
администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района <адрес>. В силу п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме. Установлено, что администрацией сельского поселения Красноармейское предоставляются следующие муниципальные услуги: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом». Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Красноармейское указанные муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, должностными лицами
Решение № А-267/2022 от 07.06.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)
администрации сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес>. В силу п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме. Установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка предоставляются следующие муниципальные услуги: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», « Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом». Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка указанные муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, должностными лицами