Березовского района ХМАО-Югра. Вместе с тем, пунктом 7.4.4 ГОСТ Р 57447-2017, что на территориях субъектов Российской Федерации, в которых в установленном порядке не введены в действие нормативы ДОСНП, по согласованию с территориальными органами уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут быть использованы соответствующие значения нормативов ДОСНП других регионов исходя из однотипности биоклиматических и ландшафтно-литологических условий либо соответствующее обоснование допустимого уровня остаточного загрязнения должно содержаться в проекте рекультивации нефтезагрязненных земель. В данном случае указанной нормой прямо предусмотрено, что нормативы ДОСНП других регионов могут быть использованы только по согласованию с территориальными органами уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Пунктом 6 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.09.2002 № 574 также установлено, что на территории субъектов Российской Федерации, в которых в установленном порядке не введены в действие нормативы ДОСНП, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации могут быть использованы соответствующие значения нормативов ДОСНП
применяться в практической деятельности. Как материалов дела усматривается, что после разлива нефтесодержащейся жидкости на спорном земельном участке летом 2017 года, в период проведения полевых работ, специалистами проектировщика проекта рекультивации ОАО «ТомскНИПИнефть» обследован спорный земельный участок. В ходе обследования определены характеристики почв спорного земельного участка: почва аллювиальная с техногенной отсыпкой, расположен в таежной природной зоне - в подзоне средней тайги, глубина пропитки нефтепродуктами 5-7 см. (паспорт загрязненного земельного участка). Исходя из установленных характеристик земельного участка специалисты пришли к обоснованному выводу, что загрязнению подвергся верхний гумусовый и дерновый слой спорного земельного участка (5-7 см.) – почвенный горизонт А1. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для целей рекультивации спорного земельного участка, приемлемым является показатель 5 г/кг, предусмотренный таблицей 1 Регионального норматива ДОСНП по Томской области, утв. приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 16.11.2010 № 362. Поскольку региональный норматив ДОСНП по Томской области был отменен,
отбора пробы почвы от 15.08.2016). По результатам проведенного исследования было установлено, что массовая доля нефтепродуктов в почве спорного рекультивированного участка соответствует требованиям регионального норматива ДОСНП. По результатам судебной экспертизы, проведенной на основании определения суда апелляционной инстанции, эксперт в заключении от 14.06.2017 подтвердил факт выполнения по заказу ОАО «Томскнефть» ВНК рекультивационных работ на спорном участке в соответствии с Типовым проектом рекультивации, признал произведенные ОАО «Томскнефть» ВНК расходы на выполнение данных работ необходимыми и разумными. По результатам исследования почв спорного участка эксперт указал, что в органогенных горизонтах почв спорного участка достигнут норматив ДОСНП , более того фактическое содержание нефтепродуктов в пробах менее показателя, предусмотренного нормативом ДОСНП. Несущественное недостижение норматива ДОСНП отмечено лишь в минеральном песчаном горизонте почв. При этом, по результатам выезда эксперта на спорный участок 29 мая 2017 года было установлено отсутствие следов нефтяной пленки, а также отмечено, что поверхность участка выровнена, заторфована, проведен посев трав, установлен высокий уровень всхожести
позицию апеллянта, судебная коллегия отмечает, что нормативы допустимого остаточного содержания нефтепродуктов (ДОСНП) разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ (или группы субъектов со сходными природно-климатическими условиями, типов почв и видов землепользования). Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (исх. от 09.09.2016 № 3.06.4132/16) государственная экологическая экспертиза проекта нормативно-технического документа ДОСПН проведена с отрицательным заключением. В связи с чем, нормирование остаточного содержания предельно допустимых концентраций нефти в почвах на территории Сахалинской области сводится к оценке содержания нефтепродуктов к фоновому содержанию на прилегающей территории. Таким образом, оснований для руководства предварительными материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектируемого норматива ДОСНП (Южно-Сахалинск. Москва, 2014 год) не имеется. Довод общества о недопустимости использования в качестве доказательств, положенных в основу исковых требований (предписания №№ H3-03-06/2016, H3-03-07/2016; акт проверки от 31.03.2016 № H3-03- 02/2016; акт обследования территории от 04.03.2016; протокол отбора проб почвы от 04.03.2016; протокол анализов проб почвы (грунтов) ЦЛАТИ по Сахалинской
несоответствии проекта рекультивации требованиям, так как не указано, каким именно требованиям проект не соответствует. Не согласен апеллянт со ссылкой эксперта на Приказ Минприроды РК № 529 от 25.11.2009, устанавливающий нормативы фонового содержания химических элементов и углеводородов в почвах РК, так как указанный приказ в рассматриваемом случае не применим, поскольку в данном случае производилось сравнение по показателям содержания в почвах нефтепродуктов, в то время как Приказом № 529 установлены нормативы по содержанию массовой доли тяжелых металлов и удельной активности радионуклидов, показатели которых не были предметом изучения при проведении исследования проб почв. В обоснование проведенной ответчиком биологической рекультивации на загрязненном участке лесного фонда последний ссылается на акты отбора проб почв, датированные 21.08.2017 и 28.08.2017, с целью отбора почв – определение содержания нефтепродуктов, протоколы испытаний от 14.09.2017 и от 08.09.2017. Согласно названным документам нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов (ДОСНП ) ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных работ не превышены.
почве. Таким образом, Управлением не доказано неисполнения Обществом выданного предписания. Более того, в соответствии с выданным предписанием Обществом проводись работы по рекультивации нефтезагрязненного участка местности. По результатам работ были отобраны пробы почв, и проведено исследование на наличие в почве нефтепродуктов, что согласуется с п. 4.5 проекта рекультивации. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 182-202). Доказательств обратного суду представлено не было. В результате исследования было установлено, что в результате восстановительных работ был достигнут необходимый по проекту ДОСНП , что подтверждается протоколом испытаний почвы от 21.08.2017 № 602 (л.д. 96). При этом данный протокол испытаний Управлением не оспорен, и использован в качестве фонового показателя при сравнении в протоколе об административном правонарушении. В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана