программы, в том числе реализуемой на территории Томской области. 7. По вопросу об изъятии восьми земельных участков, на которых расположен один многоквартирный дом, а также об особенностях проведения указанных мероприятий при условии, что такие земельные участки находятся в аренде у граждан, отмечаем, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом (часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса). Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (подпункт "б" пункта 20) при рассмотрении споров, связанных с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа, правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда и иное) значения не имеет. Статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных
обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого
быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. Таким образом, положения части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса, определяют условия принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, и непосредственным образом не распространяются на собственников земельных участков применительно к решению вопроса об их принудительном изъятии. Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд. В силу положений частей 4 и 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид
изымаемых, а также уплате выкупной цены не может возникнуть до принятия соответствующих решений об изъятии. Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части взыскания причиненных убытков и упущенной выгоды по первоначальному иску, принимая во внимание положения статьи 404 Гражданского кодекса, исходил из того, что Администрация не выполнила прямого обязательства, предусмотренного договором, и нарушила сроки по расселению по договору и по Адресной программе, вместе с тем общество «Стройинвест» в нарушение пункта 3.3.3 договора № 51-РТ за принятием решения об изъятии 10 объектов недвижимости, включенных в Адресную программу, в муниципальный орган не обращалось, в связи с чем имеется обоюдная вина как истца так и ответчика. Учитывая обоюдную вину сторон договора, суд апелляционной инстанции уменьшил размер ответственности Администрации и удовлетворил первоначальные исковые требование о взыскании убытков в размере 50% от предъявленной суммы. Суд округа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и
допущены такого рода нарушения исходя из следующего. Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Так, частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть б). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть
мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа», постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.03.2003 № 82 «О республиканской программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы», генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 № 14/4 «Об утверждении корректировки генерального плана города Уфы Республики Башкортостан». При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статей 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса, суды пришли к выводу о том, что постановление администрации № 3612 принято в пределах полномочий администрации и при наличии правовых оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд в рамках реализации муниципальной адресной программы по развитию застроенной территории. Правовым основанием для принятия решения об изъятии земельного участка суды признали подпункт 3 пункта 1 статьи 49 Земельного
не могли нарушать права заявителя, в связи с чем, им не оспаривались. По мнению предпринимателя ФИО1 суды не дали оценки тому обстоятельству, что с момента включения земельного участка (<...>) в муниципальную адресную программу «Развитие застроенной территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы», утвержденную решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 05.07.2007 № 25/8 (далее – Муниципальная адресная программа), и принятия решения об его изъятии сменился вид собственности с государственной на частную; также судом не исследован вопрос о том, для каких именно муниципальных нужд изымается земельный участок. Заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 14 ст. 13 гл. 5 названного решения от 05.07.2007 № 25/8 исключено использование земельных участков, на которые в порядке, установленном законом, зарегистрировано право частной собственности, собственности Российской Федерации и Республики Башкортостан. Вместе с тем по мнению заявителя, в результате изъятия его земельного участка он понесет убытки, связанные с необходимостью
от 11.10.2013 № 1169 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Основанием для изъятия спорного земельного участка для региональных нужд послужила разработанная учреждением документация по планировке территории, которая утверждена приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 07.08.2014 № 157. Утвержденная департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края документация по планировке территории (как и приказ от 07.08.2014 № 157) являются действующими, они не оспорены (не признаны недействительными) в установленном законом порядке. Следовательно, приказ министерства от 18.04.2016 № 111 принят в соответствии требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства. На основании пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного
отмены. Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в Едином государственном реестре недвижимости имеется регистрационная запись о праве общей долевой собственности ФИО2 (2/3 доли) и ФИО2 (1/3 доли) в отношении объекта недвижимости – жилой квартиры площадью 35,6 кв. м, расположенной по адресу: <...>. В связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, аварийным и подлежащим сносу, в целях выполнения программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья постановлением Мэрии города Новосибирска от 19.12.2016 № 5774 «Об изъятии земельного участка и помещений для муниципальных нужд» принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка площадью 1 555 кв. м с кадастровым номером 54:35:032640:23 с адресным ориентиром: <...>, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, а также об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд помещений у собственников согласно приложению к настоящему постановлению. Взамен изымаемых помещений постановлением предусмотрена возможность предоставления собственникам других
№ 4 по улице Дзержинского в городе Петропавловске-Камчатском, подлежат расселению, многоквартирный дом подлежит сносу. По состоянию на октябрь 2018 года все квартиры, находящиеся в многоквартирном доме, расселены, жильцам в рамках программы предоставлены другие жилые помещения. В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Гражданским законодательством не закреплено положений, регламентирующих порядок изъятия находящихся в
в целях развития застроенных территорий были предусмотрены следующие мероприятия: формирование новых застроенных территорий в целях их развития и корректировка адресного перечня застроенных территорий в программе; подготовка документов для принятия решений о развитии застроенных территорий; проведение аукционов и заключение договоров о развитии застроенных территорий; подготовка документов для утверждения Администрацией проектов планировки застроенных территорий; подготовка документов для принятия решений о признании домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; подготовка документов для принятия решений об изъятии путем выкупа жилых помещений и земельных участков, расположенных на застроенных территориях, в отношении которых приняты решения о развитии; поэтапное переселение граждан с улучшением их жилищных условий и дальнейший снос или реконструкция жилищного фонда, расположенного на территориях, подлежащих развитию. В соответствии с приложением 1 к Программе утвержден адресный перечень площадок перспективного строительства в муниципальном образовании «Город Вологда», в которую включена ориентировочная площадь 2070 кв.м по улице Сергея Орлова, дома 1а, 1б (приложение 2 к Программе). Администрация в ходе
Таким образом, финансирование мероприятий вышеуказанной муниципальной программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Твери на соответствующий финансовый год, и именно администрации города Твери предоставлено право самостоятельно устанавливать сроки реализации программы исходя из объема бюджетных средств. Ссылки истца на нарушение ее прав на жилище объективно ничем не подтверждены. В соответствии с пунктом 2.3 постановления администрации города Твери от 08.05.2013 №524 ФИО1 предлагалось жилое помещение из маневренного фонда для временного проживания, от которого она отказалась. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. При этом следует отметить, что действующим законодательством (ст.ст.279-282 ГК РФ, ст.32 ЖК РФ) не установлены сроки заключения соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ей порядке (п. 1 ст. 179 БК РФ). Поскольку при рассмотрении дела судом, бездействие со стороны административного ответчика, выразившееся в невыполнении работ
от 09 декабря 2015 года после признания дома №7 по ул. Юности в п. Солнечный аварийным и подлежащим сносу проживающие в нем граждане имеют право на внеочередное расселение в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района в 2014-2020 годах». Судом установлено, что ФИО1 неоднократно администрацией Сургутского района предлагалось принять участие в муниципальной жилищной программе, однако, последний отказывается от участия в ней и просил защитить права по иным основаниям (ст. 32 ЖК РФ). Ни администрация Сургутского района, ни администрация с.п. Солнечный не принимали решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не приступали к реализации порядка изъятия жилого помещения в рамках ст.32 ЖК РФ. Между собственниками жилого дома и администрацией муниципального образования не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная ст. 32 ЖК РФ, не начата, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома не