ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Программа повышения экологической эффективности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 60-АД22-3 от 22.04.2022 Верховного Суда РФ
(или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности . План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (пункт 2 статьи 67.1 Федерального закона
Определение № А33-12760/20 от 05.07.2021 Верховного Суда РФ
арбитражный суд. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, исходил из того, что оспариваемое предписание выдано в отсутствие законных оснований, содержит требование о совершении обществом действий ранее утвержденного в установленном федеральным законодательством порядке Плана выполнения природоохранных мероприятий по сокращению выбросов для достижения нормативов ПДВ 2014 года (далее - План мероприятий 2014 года), в связи с чем нарушает права и законные интересы общества. Судом установлено, что в целях исполнения ранее выданного предписания обществом утверждена новая Программа повышения экологической эффективности от 19.12.2019 (далее – Программа от 19.12.2019), предусматривающая изменение сроков выполнения мероприятий. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.6.1032-01, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным,
Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности , а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, учреждение привлечено к административной
Определение № 303-ЭС20-12549 от 18.09.2020 Верховного Суда РФ
№ 1. 06.06.2019 предприятие обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ в пределах лимитов на сбросы (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект по выпуску № 1 Письмом от 25.06.2019 № 11-60/3987 департамент сообщил предприятию о невозможности исполнения государственной услуги по выдаче разрешения на временные сбросы для объекта 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, поскольку порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы, а также правила разработки программы повышения экологической эффективности Правительством Российской Федерации не установлены. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящими требованиями. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позиция которого была поддержана судом апелляционной инстанции, исходил из отсутствия вступившего в законную силу нормативного правового акта, утвердившего правила разработки программы повышения экологической эффективности. Кроме того, суды, принимая во внимание, что предприятие эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, внесенный в Перечень предприятий, которые должны до 31.12.2022
Постановление № А42-3812/2022 от 23.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в отношении второй группы веществ (веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам) технологические нормативы не разрабатываются, а нормативы допустимых сбросов согласно пункту 10 ст. 22 Закона № 7-ФЗ устанавливаются комплексным экологическим разрешением (для объектов I категории) или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории) только в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента. Соответственно, временно разрешенные сбросы не устанавливаются и план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности не составляются, что следует из пункта 7 статьи 23.1, пункта 13 статьи 67.1 Закона. Согласно пункту 13 статьи 67.1 Закона программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ. В подпункте б) пункта 2 Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России
Постановление № А75-18712/20 от 13.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Аналогичные положения закреплены в пунктах 24-28 Правил № 255. Расходы на реализацию мероприятий по снижению НВООС при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию ПНГ при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами: а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности , проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения; б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию ПНГ, с начала
Постановление № 06АП-7188/19 от 27.11.2019 АС Хабаровского края
на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Правила выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019№ 143. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (пункт 1 статьи 67.1 Закона №7-ФЗ). Между тем, Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666 и вступили в действие с 30.07.2019, то есть после подачи заявления предприятием и после его рассмотрения. Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, учитывая, что Правила выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143, и вступили в
Решение № 12-18/2022 от 03.06.2022 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)
(или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормати-вов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности . 2). План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружа-ющую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответ-ственных за их выполнение должностных лиц. 3). Для установления временно разрешенных
Решение № 12-18/2022 от 21.04.2022 Онежского городского суда (Архангельская область)
(НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду. В план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности включаются
Решение № 2-4967/2023 от 31.10.2023 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
сооружениями полной биологической очистки сточных вод. Организована работа по устранению допущенных нарушений законодательства. При этом действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято. 05.04.2023 Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес руководителя ГУП РБ «Уфаводоканал» направлен запрос о предоставлении сведений и документов, подтверждающих принятие мер по устранению нарушений, отраженных в представлении от 07.12.2022. 10.04.2023 (исх. № 01/4939 от 10.04.2023) в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступил ответ на запрос, согласно которому ГУП РБ «Уфаводоканал» разработана программа повышения экологической эффективности , ее реализация планируется до 2028 года. Также за вышеназванные нарушение должностное лицо ГУП РБ «Уфавовдоканал» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Кроме того, 27.06.2023 (исх. № 983/05 от 27.06.2023) в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступила информация Отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского БВУ, согласно которой ГУП РБ «Уфаводоканал» в 1 квартале 2023 года по-прежнему осуществлялся сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Белая. 18.04.2023 генеральным директором