ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет
Решение № А19-25918/2021 от 23.05.2022 АС Иркутской области
свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Как установлено судом, истцом не оспаривается , что часть помещений в спорном доме принадлежит муниципалитету,
Решение № А78-6270/19 от 11.02.2020 АС Забайкальского края
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Применительно к приведенной норме Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях №1632-О от 24 октября 2013 года и №689-О-О от 13 мая 2010 года указал, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. На основании пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, к числу общего имущества относятся, в числе прочего, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в
Постановление № 04АП-3429/2022 от 12.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства, приспособление жилого помещения в многоквартирном
Постановление № 18АП-4462/19 от 06.05.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Какого-либо альтернативного или расширительного толкования изложение данной статьи закона не допускает. Определениями Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-0-0 от 24.10.2013 № 1632-0 установлено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Арендуемое Обществом помещение не является вновь вводимым в эксплуатацию объектом, прошедшим реконструкцию или модернизацию. Доказательств, обосновывающих обратное, административным органом в материалы дела не представлено. Пунктом 5.1. ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к
Решение № 2-295/2015 от 03.12.2015 Акшинского районного суда (Забайкальский край)
требованиям государственных стандартов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2, 48) и Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». При этом установленная ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ). Государственные гарантии направлены на обеспечение инвалидам
Решение № 2-219/2021 от 22.11.2021 Усть-ишимского районного суда (Омская область)
инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Кайлинского сельского поселения по
Решение № 2-220/2021 от 29.11.2021 Усть-ишимского районного суда (Омская область)
инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Утускунского сельского поселения по
Решение № 2-221/2021 от 29.11.2021 Усть-ишимского районного суда (Омская область)
инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Загваздинского сельского поселения по