ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздельный учет при выдаче займа - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 (ред. от 12.10.2010) "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (вместе с "Порядком проведения конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации")
кооперативы и т.п.), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) (далее - микрофинансовые организации) субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - заемщики). 11.9.2. Микрофинансовые организации должны иметь технологию оценки кредитоспособности заемщиков. Микрофинансовая организация обеспечивает ведение раздельного бухгалтерского учета по средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещает предоставленные за счет средств бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах, в том числе банковских. 11.9.3. На цели формирования (пополнения) фондов микрофинансовой организации, предназначенных для выдачи займов субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий за счет бюджетов всех уровней, предоставляются только микрофинансовым организациям, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, при этом предоставляемые за счет средств указанной субсидии займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать единовременно каждому малому предприятию 1 млн. рублей, а
Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 (ред. от 16.05.2013) "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
кооперативов (далее по тексту - микрофинансовые институты), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - заемщики). 5.10.2. Микрофинансовые институты разрабатывают технологию оценки кредитоспособности заемщиков. 5.10.3. Микрофинансовые институты обеспечивают ведение раздельного бухгалтерского учета по средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещают предоставленные за счет средств бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах, в том числе банковских. 5.10.4. На цели формирования (пополнения) фондов микрофинансовой организации, предназначенных для выдачи займов субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляются субсидии за счет бюджетов всех уровней только микрофинансовым организациям, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Предоставляемые за счет средств указанной субсидии займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать единовременно каждому малому предприятию 1 млн. рублей, а срок займа -
Постановление № 09АП-37669/2014 от 29.09.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда
соответствующей части. Таким образом, денежный заем не является «освобожденной от НДС операцией» в соответствии с п/п. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, а представляет собой сделку, не образующую объект налогообложения НДС в силу ст. 146 НК РФ. Из этого следует, что заимодавцу нет необходимости вести раздельный учет «входного» НДС при выдаче займов, поскольку в п. 4 ст. 170 НК РФ речь идет именно об «освобожденных операциях». Следовательно, поскольку денежный заем - это не товар, не работа и не услуга, и его предоставление не является реализацией в целях налогообложения НДС, то необходимость ведения заявителем раздельного учета сумм НДС при привлечении финансирования (получении денежного займа ) в данном случае отсутствует, так как не возникает объекта налогообложения НДС, и действие п. 4 ст. 170 НК РФ на выдачу займа не распространяется. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/15475-10 от 09.12.2010 по делу № А40-9168/10-140-103, № Ф05-14762/12
Постановление № 16АП-1363/16 от 17.05.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
и, соответственно, они уменьшают другой налог - налог на прибыль организаций. Поскольку применение данного компенсаторного механизма предполагает ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налога, такой учет становится обязательным, в том числе в связи с осуществлением названных операций. Таким образом, исходя из системного толкования положений ст. 170 и п.4 ст. 149 НК РФ под ведением раздельного учета в целях применения норм гл.21 НК РФ нужно понимать пропорциональное распределение сумм «входного» НДС между вычетом и учетом в себестоимости приобретенных ценностей. Исходя из прямого указания пп.4 п.4.1 ст.170 НК РФ названная пропорция «входного» НДС при осуществлении операций по выдаче займов должна определяться как отношение суммы доходов в виде процентов по займу, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде, к общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за этот налоговый период. Данное правило действует с 01.04.2014 (введено Федеральным законом от 28.12.2013 N420-03). В рассматриваемом деле спорным периодом является 2013, до введения
Постановление № 07АП-11512/2015 от 09.12.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда
групп расходов: - расходы, относящиеся исключительно к деятельности, не облагаемой НДС; - расходы, относящиеся как к деятельности, облагаемой НДС, так и к деятельности, не облагаемой НДС (общие расходы); - расходы, относящиеся исключительно к деятельности, облагаемой НДС. По мнению Инспекции, разделению подлежат все расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Коммерческие расходы», 91 «Прочие расходы». Общество утвердило учетную политику и организовало ведение раздельного учета, выделив следующие группы расходов (пункт 2.6.): - расходы, относящие исключительно к деятельности, не облагаемой НДС (расходы по реализации ценных бумаг и выдаче займов , включая стоимость реализованных ценных бумаг, заработную плату и страховые взносы на соответствующих работников, посреднические, консультационные, оценочные, банковские и иные услуги, связанные с указанными операциями); - расходы, относящиеся к деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС (общехозяйственные расходы по содержанию офисов, услуги связи, содержание автотранспорта, заработная плата и страховые взносы на работников административно-хозяйственного отдела, департамента финансов, планово-экономического отдела, департамента правового обеспечения,
Постановление № 11АП-7076/2007 от 06.11.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
(работам, услугам), что лишает его права на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), а также уплаченного ООО «Реакционные трубы» по приобретенным товарам (работам, услугам) в сумме 25 612 142 рублей. Исходя из абз. 3 п.4 ст. 170 НК РФ, требование о ведении раздельного учета и последствия его нарушения относятся не ко всему входному НДС в налоговом периоде, а только к его части, приходящейся на товары (работы, услуги), используемые одновременно для совершения облагаемых и необлагаемых операций. Общество учитывало приобретенные векселя и выданные займы в составе вложений, руководствуясь нормами Положения по учету ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» пункты которого классифицируют выдачу займов , в том числе векселями как финансовые вложения, которые, в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом 1РФ от 31.10.2000 г. № 94н учитываются на счете 58 субсчета 3. Пункт 9 ПБУ 19/02 устанавливает, что с приобретением финансовых вложений связаны лишь непосредственно