ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Резервы по сомнительным долгам в налоговом учете - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А55-7012/20 от 03.11.2020 АС Самарской области
Налогового кодекса РФ. Согласно доводам заявителя порядок формирования резерва, установленный в ст.266 Налогового кодекса РФ, не нарушен, а все расчеты и выводы ИФНС основаны на неверном толковании информации, изложенной в налоговых регистрах Общества по формированию резерва по сомнительным долгам. По мнению налогоплательщика, налоговым органом ошибочно использованы данные из «Регистров по расчету резервов по сомнительным долгам», которые лишь отражали доначисленную сумму резерва за период 2014-2016 годы. Сформированный остаток по счету 63 « Резервы по сомнительным долгам в налоговом учете » был подтвержден иными предоставленными документами. Данные доводы заявителя, суд считает необоснованными. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной
Постановление № А19-624/17 от 20.12.2017 АС Восточно-Сибирского округа
из следующего. Обществом была проведена инвентаризация дебиторской задолженности за 2014 год, определен долг, соответствующий критерию сомнительного по ООО «Управляющая компания «Сибирь», утвержден резерв в сумме 5 913 157 рублей 88 копеек. Поскольку неиспользованный обществом резерв по сомнительным долгам за 2013 год составлял 2 399 114 рублей 67 копеек, то на эту сумму был скорректирован созданный резерв по сомнительным долгам 2014 года, что подтверждается приказом общества от 30.09.2014 № 56 «О создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете ». Согласно пункту 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством: банковской гарантией. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление № А65-32226/2022 от 20.02.2024 АС Поволжского округа
- поставка строительных материалов осуществлялась заявителем на объекты строительства вышеуказанных обществ, при этом финансирование обществ «СФ «Ак Таш», «Ак Таш» и «СМК «Ак Таш» осуществлено по государственным контрактам из средств бюджета региона в полном объеме; - в нарушение пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 при принятии решения о создании резерва по сомнительным долгам заявителем не учтен принцип осмотрительности; - в нарушение пункта 4 статьи 266 Кодекса резерв по сомнительным долгам в налоговом учете применен сверх установленного лимита; - установлено наличие согласованности действий проверяемого лица и контрагентов несмотря на формальное выполнение обществом всех предусмотренных законом условий для создания резерва по сомнительным долгам. Кроме того, судами также отмечено, что в связи с непредставлением заявителем на выездную налоговую проверку учетной политики организации для целей налогообложения, где должен быть определен порядок создания резерва сомнительных долгов для целей налогообложения, налоговым органом при исчислении лимита применена наибольшая величина - 10
Постановление № 05АП-633/2009 от 28.07.2009 АС Камчатского края
реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен порядок определения суммы резерва по сомнительным долгам по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Согласно разделу 13.15.1 учетной политики ОАО «ЦЭС», утвержденной приказом № 05 А от 29.12.2006г., общество имеет право на создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете . Обществом по состоянию на 31.12.2007 создан резерв по сомнительным долгам. Основанием послужила проведенная инвентаризация задолженности на сумму 100 734 232,62 руб. и расчет, подтверждающий, что сумма сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней существенно превышает величину предельного значения, установленного п.4 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации для включения в резерв. (10% от выручки за 2007г. или 8 593 590,37рублей.). В связи с этим, обществом исчислена и включена
Решение № 3А-1/18 от 31.01.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
резерва по сомнительным долгам, либо расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в базовом периоде регулирования (согласно пункту 11 Методических указаний, для регулирования на 2017 год таким периодом является 2016 год). Между тем, экспертами установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что резервы по состоянию на конец 2015 года в сумме 604281,56 тыс. руб., а на конец 2016г. – 845214,7 тыс. руб. отражены только в бухгалтерском учете по счету 63 « Резервы по сомнительным долгам». В налоговом учете данные расходы, согласно Учетной политике, не отнесены к расходам, снижающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как с 2015 года обществом было принято решение для целей налогового учета не создавать резерв по сомнительным долгам и не относить его к внереализационным расходам, снижающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (Приложение 2 к Приказу от 31.12.2016 г. № 154, «Положение об Учетной политике АО «Каббалкэнерго» для целей налогообложения на 2017 год», стр.
Постановление № 5-632 от 19.10.2010 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)
30.06.2009, 30.09.2009 г., 31.12.2009 год. 6. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.ИНВ-17) на 31.12.2008 г., 31.12.2009 год. 7. Справка (приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме N ИНВ-17 на 31.12.2008 г., 31.12.2009 г. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. 8. Приказы (распоряжения) на списание безнадежной дебиторской задолженности, утвержденные в 2008, 2009 г.г. 9. Приказы руководителя о формировании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете на 31.03.2008 г., 30.06.2008 г., 30.09.2008 г., 31.12.2008 г., 31.03.2009 г., 30.06.2009, 30.09.2009 г., 31.12.2009 год. 10. Документы, подтверждающие размер созданного резерва по сомнительным долгам в 2008 г., с указанием величины резерва по состоянию на начало налогового периода 2008 г., на конец 2008 года. 11. Документы, подтверждающие размер созданного резерва по сомнительным долгам в 2009 г., с указанием величины резерва по состоянию на начало налогового периода 2009 г., на конец 2009
Решение № 12-219/19 от 14.08.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)
за 1 месяц 2016г. в сумме 1 838 437,50 руб., за 2 месяца 2016г. в сумме 1 903 212,50 руб., за 3 месяца 2016г. в сумме 1 935 350,00 руб., за 4 месяца 2016г. в сумме 935 350,00 руб., за 5 месяцев 2016г. в сумме 2 309 300,00 руб., за 6 месяцев 2016г. в сумме 458 880,00 руб., за 7 месяцев 2016г. в сумме 2 384 090,00 рублей. Проверкой правильности расформирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете по налогу на прибыль установлено следующее нарушение - неправомерное отражение во внереализационных доходах за январь 2016г. восстановленной суммы резерва по сомнительным долгам в размере 7 401 796,26 руб. по контрагенту ЗАО «СПАРК» по дополнительному соглашению № 372 от 06.05.2015г. к договору №1/00-91 от 09.08.2000г. в нарушении ст. 266 НК РФ. Таким образом, доначисление по налогу на прибыль составило в сумме 2 908 582 руб., в том числе за 2015г. в сумме