10-04/С-13, заключенных между истцом и ответчиком. Железобетонные опоры ВЛ, расположенные на земельных участках ответчика, являются неотъемлемой частью линейного объекта электроэнергетики. Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации право сервитута устанавливается в случае, когда у собственника объекта нет никакой другой альтернативы, кроме предоставления права доступа через имущество, принадлежащее другому лицу. Поскольку за земельном участке ответчика находятся опоры ЛЭП, которые являются составной частью линейного объекта, принадлежащего истцу, то за нахождение данных опор на земельном участке собственника земельного участка должна взиматься плата за пользование данным имуществом. При этом охраннаязона не является зоной пользования линейным объектом электросетевогохозяйства, так данные зоны устанавливаются не для целей использования земельного участка собственником линии электропередач, только для обеспечения безопасных условий эксплуатации данных объектов и исключения возможности повреждения линийэлектропередач . Размер используемого собственником линий электропередач земельного участка не тождественен размеру устанавливаемой охранной зоны (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 № 309-ЭС16-20922). Суды первой и апелляционной инстанций
права, обязывающие владельцев объектов электрохозяйства, использующих лесные участки на основании ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, оформлять соглашения об установлении сервитутов, либо иным образом оформить права на земельные участки для проведения работ в пределах охраннойзоны линейных объектов. Системный анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан осуществляется без предоставления лесных участков, без установления сервитута, публичного сервитута (ст. 24 Лесного кодекса, ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса) независимо от категории лесного участка, соответственно, оформление проекта освоения лесов не требуется. В материалы дела представлены письменные доказательства об установлении границ охранной зоны линииэлектропередачи (приложение 6 к Заявлению ПАО «ФСК ЕЭС»). Таким образом, земельные участки в границах охранной зоны не подлежат оформлению, а проект освоения
случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при проведении выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранныхзонах линейных объектов. При этом безопасность граждан и необходимые условия для эксплуатации линейных объектов обеспечиваются прокладкой и содержанием в пожаробезопасном состоянии просек соответствующего размера вдоль воздушных линийэлектропередачи в соответствии с требования пожарной безопасности лесах. Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2021 № 313 на территории Ростовской области с 29 апреля до 17 октября 2021г. был установлен особый противопожарный режим. Из анализа вышеизложенных нормативно-правовых актов следует, что на ПАО «Россети Юг» возложена обязанность по
случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при проведении выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранныхзонах линейных объектов. При этом безопасность граждан и необходимые условия для эксплуатации линейных объектов обеспечиваются прокладкой и содержанием в пожаробезопасном состоянии просек соответствующего размера вдоль воздушных линийэлектропередачи в соответствии с требования пожарной безопасности лесах. Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2021 № 313 на территории Ростовской области с 29 апреля до 17 октября 2021 г. был установлен особый противопожарный режим. Из анализа вышеизложенных нормативно-правовых актов следует, что на ПАО «Россети Юг» возложена обязанность
следствие невозможности установления публичного сервитута в отношении участка истца, также несостоятельны. Ранее, до введения в действие вышеуказанных Правил, отношения в области установления охранныхзон и соблюдения соответствующего режима землепользования регулировались Постановлением Совета министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255 «Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт», в соответствии с которым создание охранной зоны и ограничение по использованию земельного участка в охранной зоне связано с самим фактом существования высоковольтной линии электропередач, а не с внесением сведений об охранной зоне в ЕГРН. Таким образом, отсутствие сведений об установлении охранной зоны электрического силового кабеля 0,4 кВ в Едином государственном реестре недвижимости на дату приобретения истцом земельного участка не освобождает последнею от обязанности соблюдать правовой режим охранных зон объектов электросетевого хозяйства, установленный в целях обеспечения безопасных условий их эксплуатации. Следовательно, ограничения в части использования земельного участка истца, связанные с нахождением на таком участке линииэлектропередач возникли ранее, до возникновения
3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации,в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков,установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при проведении выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранныхзонах линейных объектов. При этом безопасность граждан и необходимые условия для эксплуатации линейных объектов обеспечиваются прокладкой и содержанием в пожаробезопасном состоянии просек соответствующего размера вдоль воздушных линийэлектропередачи в соответствии с требования пожарной безопасности лесах. Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2021 № 313 на территории Ростовской области с 29 апреля до 17 октября 2021 г. был установлен особый противопожарный режим. Из анализа вышеизложенных нормативно-правовых актов следует, что на ПАО «Россети Юг» возложена обязанность
земельный участок с кадастровым номером № в виде земельного участка под опору площадью 53 кв.м сроком на 49 лет, и установить сервитут на земельные участки с кадастровыми номерами № и № сроком на 11 месяцев для обеспечения прохода, проезда и строительства линии электропередачи в границах, необходимых для эксплуатации энергообъекта и указанных в заключении эксперта № 5 от 18 февраля 2019 года без учета охраннойзоны ЛЭП (том 3 л.д.134-136). Полученным по делу дополнительным заключением экспертами предложен вариант установления границ и площадь необходимого для установления сервитута для эксплуатации на 49 лет под опорой № 260 (согласно представленным истцом проектам планирования и межевания территории, схеме расположения листов, руководству по применению символики ОАО «ФСК ЕЭС», Фирменному стилю ОАО «ФСК ЕЭС», Порядку установки информационных знаков на подстанциях, воздушных и кабельных линияхэлектропередачи ОАО «ФСК ЕЭС», Руководству по оформлению авто- и спецтехники ОАО «ФСК ЕЭС», выписки из публичной кадастровой карты том 4 л.д. 118