ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Шифровальные криптографические средства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-59147/18 от 03.09.2019 Верховного Суда РФ
деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Согласно материалам дела, заказчиком определены единые требования, которым должен соответствовать участник закупки, в том числе – участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности, определенной запросом предложений с правом выполнения работ, оказания услуг на территории Самарской области, копия лицензии должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств , информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». В лицензии, представленной ПАО «Ростелеком» в составе
Постановление № 2-АД21-2-КЗ от 11.08.2021 Верховного Суда РФ
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо. При рассмотрении судьей Череповецкого городского суда Вологодской области жалобы на постановление должностного лица вопреки сформулированному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения установлено, что транспортное средство, государственный регистрационный знак <...>, не оснащено цифровым тахографом с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (блок СКЗИ тахографа). Судьи областного суда и кассационного суда общей юрисдикции в рамках рассмотрения жалоб, поданных на постановление должностного лица и решение, принятое в порядке его обжалования, описывая обстоятельства, относящиеся к событию вменяемого ФИО1 административного правонарушения, указали на использование 24.03.2020 означенного транспортного средства с тахографом без блока СКЗИ. Таким образом, ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения (отсутствие блока СКЗИ), которое в протоколе об административном правонарушении не описано и постановлением должностного
Постановление № 2-АД21-3 от 11.08.2021 Верховного Суда РФ
лица ОГИБДД УМВД России по городу Череповцу и судебных инстанций сомнений не вызывают, а приведенные в жалобе доводы, в том числе о соответствии установленного на автомобиле тахографа требованиям Технического регламента Таможенного союза, получили надлежащую правовую оценку и были обоснованно отклонены как несостоятельные. Вопреки доводу жалобы при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен вышеупомянутый автомобиль под управлением ФИО1., требованиям названных выше нормативно- правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно- аппаратное шифровальное (криптографическое) средство - блок СКЗИ тахографа). Неуказание в постановлении о назначении административного наказания завода-производителя, заводского номера и модели тахографа на правильность сделанных выводов о допущенном правонарушении не влияет. Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в
Определение № 16АП-4149/19 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
общества не соответствующей требованиям документации об аукционе является обоснованным и соответствующим действующему законодательству. Установлено, что заказчиком определены единые требования, которым должен соответствовать участник закупки, в том числе он должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности, определенной конкурсной документацией с правом выполнения работ, оказания услуг на территории Кабардино-Балкарской Республики, копия лицензии должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств , информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». При этом в представленной обществом лицензии указан
Постановление № А06-1090/18 от 02.10.2018 АС Астраханской области
единый реестр нотификаций (далее – сведения о нотификации) либо при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 (далее – лицензия), или заключения (разрешительного документа) по форме, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 (далее – заключение (разрешительный документ)). Раздел 2.19 « Шифровальные (криптографические) средства », утвержденного Решением № 30, содержит наименования товаров, относящихся к шифровальным (криптографическим) средствам. Товар (машины вычислительные и их части, имеющие функции шифрования (криптографии)), классифицируемый кодом товара 8471 30 000 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), включен в раздел 2.19 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением №
Постановление № А72-51/2018 от 17.05.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений (пункт 1 статьи 12 Закона №102-ФЗ). Как установлено судом, используемые заявителем тахографы «DRIVE 5» и программно-аппартные шифровальные (криптографические) средства блока СКЗИ тахографов «Навигационно-криптографический модуль» включены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений, согласно Федеральному информационному фонду по обеспечению единства измерений, размещенном на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта): http://www.gost.ru/. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства
Постановление № А10-6039/18 от 18.02.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
части 1 статьи 19.19 КоАП Российской Федерации, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону). Как следует из оспариваемого постановления, ГБУЗ «РКПТД» эксплуатирует средства изменений не прошедшие в установленном порядке, а именно: 1) Тахограф мод. «Меркурий ТА-001», ООО «АСТОР ТРЕЙД», зав. № 0000213057; дата поверки: нет информации о поверке, (№ по Госреестру 65016-16), МПИ - 7 лет (место нахождения: КАМАЗ, г/н: RUS У029ЕУОЗ). 2) Программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства блоки СКЗИ тахографа, модель НКМ-1, зав. № 16ВЗА00004152010, признанного годным к эксплуатации 14.03.2016, изготовитель ООО «СПЕЦПРОЕКТ-2», г. Москва, дата 4 поверки: нет информации о поверке, МПИ - 4 года (встроен в Тахограф «Меркурий ТА-001» зав. № 0000213057.) 3) Тахограф мод. «ШТРИХ-TaxoRUS», зав. № 0000098449, дата ввода в эксплуатацию: 29.03.2016., изготовитель ЗАО «Штрих-М», г.Москва, дата поверки: нет информации о поверке (№ по Госреестру 62921-15), МПИ - 7 лет (место нахождения: автобус КАВ 3976, г/н:
Постановление № А44-142/2022 от 03.08.2022 АС Новгородской области
систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 (далее - Положение о лицензировании), к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся: а) средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства , реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче; б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства (за исключением средств шифрования), реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности и некорректируемости, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации; в) средства электронной
Постановление № 5-464/17 от 03.04.2017 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
и ограничений в отношении товаров для личного пользования и установлено, что при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к Соглашению. Раздел II Приложения 2 Соглашения содержит Перечень товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории (далее Перечень товаров). В пункте 1 Перечня товаров указаны « шифровальные (криптографические) средства , ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен». Смартфон «Iphone 6» модели A1549, является абонентским устройством связи, имеющим функции шифрования (криптографии) и подпадает под раздел 2.19. Шифровальные (криптографические) средства Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, ввоз шифровальных средств осуществляется на основании лицензий, нотификаций, зарегистрированных ФСБ России. Статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларант несет
Постановление № 5-980/18ПО от 20.09.2018 Благовещенского городского суда (Амурская область)
указано «запретов и (или) ограничений». Так, в Приложении № 2 к Соглашения приведены отдельные перечни товаров, перемещение которых запрещено (п.1) и перемещение которых ограничено (д.2). Товары, ввозимые ФИО2, отсутствуют в перечне товаров, запрещенных к ввозу раздел 1 Приложения № 2. Иными правовыми актами в области таможенного дела на эти товары так же не установлено запретов к ввозу. В соответствии с п.1 раздела 2 Приложение № 2 к Соглашению, ограниченными к ввозу определены « шифровальные (криптографические) средства , ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен». То есть не все шифровальные (криптографические) средства, а лишь те, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен. «Ограничения» на ввоз товаров обладающих шифровальными и криптографическими свойствами установлены в качестве мер нетарифного регулирования Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования, которое не применяется к товарам для
Решение № 7-949/14 от 05.11.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
нетарифного регулирования в отношении технических средств с функциями шифрования: 1) разовая лицензия, для получения которой соответствующие действия должен совершить конкретный участник ВЭД (п. 5); 2) нотификация, которая производится изготовителем определенных технических средств в Центре по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, без оформления иных разрешительных документов, предусмотренных Положением (п. 11). Пунктами 8 - 12 Приложения N 1 к Положению к категории товаров, являющихся шифровальными (криптографическими) средствами или содержащими в своем составе шифровальные (криптографические) средства технические и криптографические характеристики которых подлежат нотификации, относятся: - портативные или мобильные радиоэлектронные средства гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (т.е. от абонента до абонента). - иные товары, которые содержат шифровальные (криптографические) средства, отличные от указанных в пунктах 1 - 11 настоящего Перечня, и соответствуют следующим критериям: общедоступны для продажи населению в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза без ограничений