ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Снос с восстановлением памятника культуры - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А67-9685/18 от 13.06.2019 АС Томской области
Томской области о сносе самовольной постройки, признании бездействия незаконным. Так, судом установлено, что земельный участок по адресу: <...>, на котором ранее располагался объект культурного наследия, передан 20.09.2013 АО «ТРЦ» в собственность без каких-либо ограничений и обременении, без оформления и выдачи охранного обязательства, без заключения договора о восстановлении на предоставленном ему земельном участке ранее утраченного объекта культурного наследия. Вышеуказанным решением Ленинского районного суда г.Томска от 28.07.2016г. № 2-686/16 установлено, что объект культурного наследия по адресу: <...> утрачен и подлежит воссозданию на другом земельном участке в исторической части города. В обоснование требований заявитель указал, что Комитет проявил бездействие по исполнению решения суда, между тем, суд отмечает, что во исполнение решения суда по инициативе Комитета и.о. Губернатора Томской области письмом от 18.09.2014 г. направлял в адрес Заместителя Министра Культуры Российской Федерации пакет документов для решения вопроса об исключении из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры ) народов Российской
Решение № А53-31396/17 от 14.11.2017 АС Ростовской области
Поэтому требование о сносе указанных этажей заявлено было в пределах компетенции Министерства, поскольку направлено на восстановление исторического облика объекта культурного наследия. Согласно разъяснению, данному в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», правом требовать сноса самовольной постройки наряду с собственником, субъектом иного вещного права на земельный участок, законным владельцем земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, обладают и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки. Министерство действовало в публичном интересе, у него имеется достаточная легитимация для предъявления иска от своего имени в интересах государственной охраны и государственного контроля в отношении объектов культурного наследия регионального и местного значения. Таким образом, государство в лице компетентного органа власти, осуществляющего государственную охрану и государственный контроль за сохранностью и использованием памятников истории и культуры , вправе потребовать
Решение № А19-8314/13 от 04.12.2013 АС Иркутской области
снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). В соответствии с ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Согласно охранному обязательству по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры ) от 26.10.11 регистрационный номер 480/2011, ООО "СибТрейд" выдает охранное обязательство государственному органу охраны объектов культурного наследия Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области в отношении выявленного объекта культурного наследия – "Усадьба Казимирова: дом с лавкой, особняк", кон. Х1Х – нач. ХХ в., регистрационный № 488 в "Сводном списке вновь
Постановление № А56-6102/2022 от 04.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
числе, следующие запреты: 3.1.2. Запрещается снос (демонтаж) исторических зданий. 3.1.3. Запрет, указанный в пункте 3.1.2 настоящего раздела Режимов, не распространяется на следующие случаи разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций (частей объекта капитального строительства): разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов); разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в случае отсутствия технической возможности их сохранения при осуществлении разборки, демонтажа строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов); разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в ходе капитального ремонта, реконструкции исторического здания, влекущих изменение его внешнего облика, допускаемое Режимами. Демонтаж аварийных конструкций возможен, если по результатам технического обследования будет доказана их аварийность с последующим восстановлением внешнего облика. Указанная документация в обосновании аварийности конструкций Здания в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры не поступала и не согласовывалась.
Решение № 2А-346/18АП от 18.04.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)
суд оценивает, что оспариваемое разрешение выдано, без учета того, что спорное здание является историческим, допускает снос ныне существующего исторического здания и строительство на указанном земельном участке объекта, и не предполагает восстановление внешнего облика исторического здания. Таким образом, оспариваемое разрешение на строительство не является законным. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, если суд признает решение решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца суд принимает решение об удовлетворении требований административного истца. Права на сохранность объектов культурного наследия и доступ к культурным ценностям являются публичными правами и закреплены в пунктах 2, 3 статьи 44, статьи 18 Конституции РФ. В преамбуле к Федеральному закону N 73-ФЗ от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры ) народов Российской Федерации" говорится, что данный Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого