к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа; опломбировать порожний вагон-цистерну. Поскольку выгрузка груза производилась силами и средствами грузополучателя (ответчиком по делу), соответственно им не обеспечена сохранность грузового вагона после его слива. Цистерна является видом крытого типа вагонов, соответственно при отправке проводится только визуальный осмотр состояния вагона. Наличие повреждений внутри котла при отправлении вагона не производится. Неисправности внутри котла могли быть выявлены только при подготовке цистерны под следующую погрузку, и при обнаружении неисправностей перевозчиком составляется акт общей формы (Приказ МПС РФ от 18.06.2003г. № 45 «об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом»), соответственно акт общей формы ГУ-23, представленный истцом, является документом, подтверждающим факт неисправности цистерны, пришедшей после выгрузки груза ответчиком. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ). Ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о возмещении истцу
стабильного газового конденсата (далее - товар) №2012-308-М/ГПН12/28000/00881/Р/2012-308-М от 25.05.2012 (далее - Договор). Согласно пунктам 1.1., 3.2.3., 4.1. Договора поставки поставщик обязался организовать доставку товара покупателю со станции Лимбей Свердловской железной дороги до станции назначения Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги (далее – станция назначения Комбинатская). При этом доставка товара осуществляется в вагонах-цистернах, предоставленных поставщиком. Пунктами 4.9-4.10 Договора поставки предусмотрена обязанность покупателя обеспечить: - сохранностьвагонов-цистерн, их узлов и деталей с момента прибытия- вагонов-цистерн с товаром на станцию назначения и до момента отправления порожних вагонов-цистерн со станции отправления; - надлежащее проведение выгрузки товара, проведение приемо-сдаточных- операций на станции назначения с обязательной проверкой вагонов-цистерн в техническом и коммерческом отношении. Во исполнение Договора поставки истец в период октябрь 2016 - декабрь 2017 отгружал в адрес грузополучателя ответчика на станцию назначения Комбинатская товар в вагонах-цистернах, предоставленных ООО «Новатэк - Трансервис», что подтверждается железнодорожными накладными. В целях исполнения Договора поставки (в части организации доставки товара) между истцом
вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 17.06.2003 № 24, опломбирование запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) порожних грузовых вагонов, контейнеров осуществляется после слива (выгрузки) груза из цистерны; пломбирование ЗПУ и запирание закрутками порожних вагонов, контейнеров осуществляется: перевозчиком, если выгрузка грузов обеспечивается перевозчиком; грузополучателем, если выгрузка обеспечивается грузополучателем. Поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя (ответчика), на него возложена обязанность по обеспечению сохранностивагонов при выгрузке и пломбированию ЗПУ порожних вагонов. Характер выявленных повреждений/неисправностей свидетельствует о том, что они могли возникнуть только в процессе слива цистерны (нарушении технологии выгрузки ) либо при нарушении технологии закрытия порожней цистерны и опломбирования. Доказательств, того, что повреждения имели место в пути следования, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено. Все выявленные неисправности не угрожали безопасности движения, не носили аварийного или технологического характера (перевозчик бы не принял вагоны, а направил в ремонт с оформлением ВУ-23), однако могли повлечь потерю груза. Последующая погрузка в
арматуры, другого оборудования цистерны, плотное закрытие клапана и заглушки сливного прибора; наличие установленных на место уплотнительных прокладок, плотное закрытие крышки люка цистерны; пломбирование порожней цистерны ЗПУ, если она в соответствии с настоящими Правилами должна возвращаться по полным перевозочным документам (п. 3.11 Правил). Исходя из изложенного, суды признали, что поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя (ответчика), то на него и возложена обязанность по обеспечению сохранностивагонов при выгрузке. По оценке судов, характер выявленных повреждений (внутренних частей цистерн) свидетельствует о том, что они могли возникнуть в процессе слива цистерны (выгрузки ). Доказательства, опровергающие такой вывод, в частности, свидетельствующие о том, что повреждения имели место в пути следования, в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ суду не представлено. Документы, составляемые в случае выявления технологической неисправности вагонов, в материалах дела отсутствуют. Поскольку истцом доказан факт нарушения обязательства ответчиком, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, требования истца о взыскании 83
организацию подачи и уборки выгонов к местам выгрузки, предъявление перевозчику грузов к перевозке; обеспечивать соблюдение сроков нахождения вагонов на станциях; не допускать задержки груженых вагонов в пути следования; обеспечивать сохранностьвагонов. В пункте 5.9 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.08.11 № 1) установлен размер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) клиентом обязанностей, установленных подпунктами 2.3.9 и 2.3.10, – 7000 руб. неустойки за каждый вагон, признанный непригодным для погрузки. Согласно пункту 2.3.10 Договора клиент обязан после выгрузки (слива) груза обеспечить отправление порожних вагонов в технически исправном состоянии со станции назначения по маршрутам, указанным экспедитором, а согласно пункту 2.3.15 Договора клиент обязан обеспечить сохранность цистерн в течение всего срока их нахождения как на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к станциям погрузки/ выгрузки , так и на железнодорожных путях общего пользования на территории железных дорог, участвующих в перевозке, кроме российских железных дорог. При осмотре принадлежащих Обществу порожних цистерн № 50373091, 50298686, прибывших
работал в ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» в должности (наименование должности). 15.11.2002г. с ним заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, согласно которому он выполнял работу, связанную с приемом, хранением, отпуском нефтепродуктов, и принял на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему ценностей. С 26.06.2008г. ответчик переведен на должность (наименование должности). Согласно должностной инструкции (наименование должности), подписанной ФИО1 26.06.2008г., в его обязанности входило ведение учета и оперативной отчетности о работе товарного парка, оформление документации на все операции по перекачке, приему и сдаче продуктов, на прием порожних вагонов. 05.02.2010г. ФИО1 уволен в связи с сокращением численности работников. Прибывшие в декабре 2008г. на ст.Кулунда (Зап-Сиб ж.д.) груженые цистерны №51958841, №51386571, №5106822 после выгрузки нефтепродуктов 05.12.2008г. были отправлены ФИО1 на станцию назначения Комбинатская (Зап-Сиб ж.д.). В то время как согласно транспортным железнодорожным накладным, порожние вагон-цистерны следовало направить на ст.Новая Еловка (Красн. ж.д.). Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось. 26.05.2009г. ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» платежным поручением