ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Социальные права несовершеннолетних - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" (вместе с "Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей")
положительного опыта работы по созданию эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей Внедрение в практику работы органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективных моделей деятельности по воспитанию, реабилитации, социальной адаптации и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей 3 Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Обеспечение методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3. Организационное обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4 Анализ сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
"Примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа" (приложение к письму Минобрнауки России от 30.03.2018 N 07-1845)
2.5.5. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего, а также иных видов помощи после его освобождения из учреждения УИС либо выпуска из СУВУ закрытого типа. 2.6. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания осуществляют следующие полномочия. 2.6.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних , отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа. 2.6.2. Учреждения социального обслуживания в течение семи календарных дней с момента получения постановления территориальной (муниципальной) комиссии (в случае принятия комиссией соответствующего решения) проводят обследование условий жизнедеятельности несовершеннолетнего гражданина, при необходимости, рекомендуют родителям (иным законным представителям)
Письмо Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
полного государственного обеспечения. 3.3.2. Участие организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства С учетом того, что значительную часть воспитанников организаций для детей-сирот составляют дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения по социальным причинам, ресурсы организации для детей-сирот целесообразно использовать в организации работы по профилактике отказа родителей от воспитания своих детей, коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, для обеспечения возможности формирования либо восстановления позитивных отношений между родителями и детьми, восстановления родителей в родительских правах и возвращения им детей. Деятельность по профилактике социального сиротства может быть организована в том числе в рамках осуществления организацией для детей-сирот переданного ей в установленном порядке полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей (далее - выявление детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства) <1>. -------------------------------- <1>
Письмо Минобрнауки России от 28.07.2016 N 07-3188 "О направлении методических рекомендаций"
осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения. Виды помощи несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы Помощь осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, включает в себя: - социальную адаптацию (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.); - социальную реабилитацию (направление в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.); - меры по защите прав на образование, отдых, труд (устройство в образовательную организацию; направление в организацию отдыха и оздоровления детей; организация досуга; устройство на работу, временная занятость и т.д.); - меры по защите жилищных прав (постановка на контроль на предоставление жилого помещения, подача искового заявления в суд или ходатайства в органы прокуратуры в защиту нарушенных жилищных
Определение № 18-КГ20-81 от 30.11.2020 Верховного Суда РФ
учреждениях для детей (Список от 22 сентября 1999 г. № 1067, Список от 29 октября 2002 г. № 781), а также положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и пришел к выводу о том, что ФИО1 представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность в должности социального педагога в учреждении социального обслуживания, что дает ей право на включение периодов работы в названной должности в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Иркутской области в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Разрешая спор в части исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, суд исходил из того, что в силу нормативного регулирования
Определение № 66-КГ21-5 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ
из областного государственного учреждения, форма, вид и способ уведомления органа социальной защиты населения об этом. Кроме того, в заявлении о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составленном по форме, утвержденной приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 5 марта 2009 г. № 183-мпр, подписанном Токарь Г.М. 20 апреля 2009 г., способ уведомления гражданином органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в данном случае о переводе с должности социального работника Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Светлячок» на должность сторожа Центра социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района, также не указан. Между тем ФИО1 в письменных возражениях на исковое заявление и в апелляционной жалобе в подтверждение своей добросовестности в спорных отношениях поясняла, что в период, за который истец требует вернуть полученную ею денежную компенсацию, она работала в Центре социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района (областном государственном учреждении)
Определение № 2-3899/19 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ
истца в воспитании и содержании ребенка, свидетельствуют о том, что ФИО3 находится на иждивении истца и является членом его семьи. Отказывая в удовлетворении требований Ушакова А.А. о возложении на ответчика обязанности включить Грищенко М.Н. в состав членов его семьи, подлежащей обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в г. Владивостоке и другими социальными гарантиями и компенсациями, установленными для членов семей военнослужащих действующим законодательством, суд указал на то, что данные требования заявлены преждевременно, поскольку не представлено доказательств отказа ответчика в реализации прав истца. Отменяя решение суда в части установления факта нахождения на иждивении ФИО1 несовершеннолетней дочери супруги и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции указал на то, что доказательств, свидетельствующих о том, что материальная помощь ФИО1 является постоянным и основным источником средств к существованию несовершеннолетней Грищенко Милены, не представлено, а сведения о его денежном содержании сами по себе таковыми не являются. Как указала судебная коллегия, у несовершеннолетней Грищенко Милены
Определение № А63-1805/18 от 25.05.2020 АС Ставропольского края
расположенный по адресу: <...>, не является предметом ипотеки и ошибочно включен в состав залогового имущества, в связи с чем ФИО1 обратилась в суд с заявлением об исключении его из конкурсной массы как единственное пригодное для проживание помещение. Как указано в заявлении, в данном помещении проживает ее несовершеннолетний ребенок и мать, которая временно является опекуном ребенка в связи с нахождением ФИО1 в следственном изоляторе. По мнению должника, включение спорного помещения в конкурсную массу нарушает социальные права несовершеннолетнего ребенка на жилье. Изучив доводы должника, финансового управляющего и залогового кредитора, исследовав материалы дела о несостоятельности ФИО1, суд пришел к следующим выводам. Судом установлено, что между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1 заключен кредитный договор от 14.06.2013 № 177062, по условиям которого банк обязался предоставить заемщику денежные средства в сумме 3 200 000 руб. на приобретение жилого дома с земельным участком и на мероприятия по улучшению неотделимых качеств приобретаемых объектов недвижимости, находящихся по адресу:
Постановление № 17АП-13267/2022-АК от 01.11.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 № 431). Воспользоваться такой мерой социальной поддержки многодетные семьи могут только один раз. Учитывая, что спорный земельный участок предоставлен должнику в качестве меры социальной поддержки государства многодетной семье, в силу прямого указания закона его включение в конкурсную массу не допускается, поскольку его последующая реализация приведут к нарушению прав несовершеннолетних детей должника на достойную жизнь, а также к нарушению справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника. Полагает, что в данной ситуации необходимо рассматривать затрагиваемые права не только должника, но и его семьи. Применяемые в деле о банкротстве процедуры, направленные на удовлетворение требований кредиторов должника, не могут быть использованы в ущерб их интересам, но также и не могут быть использованы
Постановление № А60-61675/2021 от 13.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
детей. Необходимость обеспечения баланса интересов кредиторов и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 № 10-П). Указанный земельный участок предоставлен не только должнику, но и ее несовершеннолетним детям, которые в будущем могут реализовать свое право на распоряжение данным участком. ФИО1 в разводе с 05.10.2018. На иждивении имеются трое несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Детей воспитывает самостоятельно. Земельный участок, как мера социальной поддержки предоставляется единожды, следовательно, больше данным правом должник воспользоваться не сможет, так как участок был уже предоставлен в 2018 году. До начала судебного заседания финансовым управляющим представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы поддержал, просит
Решение № 2-112/2014 от 06.03.2014 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)
долей несовершеннолетних детей, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выявлено, что ФИО5 предоставила в УПФР <адрес> нотариальное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении жилого помещения в общую собственность детей в течение 6 месяцев со дня перечисления средств материнского (семейного) капитала продавцу жилого помещения. Однако ответчик до настоящего времени не оформил в общую собственность несовершеннолетних детей жилое помещение, что нарушают жилищные и социальные права несовершеннолетних детей. В судебном заседании прокурор <адрес> Нурзат Б-Б.Б. полностью поддержал исковые требования и пояснил, что в результате проверки было установлено, что в свидетельстве о регистрации прав и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним указана правообладателем только ФИО5, что ущемляет права несовершеннолетних детей. Ответчик ФИО5 в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования прокурора полностью признает, обязуется оформить. На основании ст. 167 ГПК РФ
Решение № 2-109/2014 от 06.03.2014 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)
на то, что в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выявлено, что ФИО3 предоставила в УПФР Пенсионного фонда в Сут-Хольском районе нотариальное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении жилого помещения в общую собственность детей в течение 6 месяцев со дня перечисления средств материнского (семейного) капитала продавцу жилого помещения. Однако ответчик до настоящего времени не оформил в общую собственность несовершеннолетних детей жилое помещение, что нарушают жилищные и социальные права несовершеннолетних детей. В судебном заседании истец - прокурор Сут-Хольского района Нурзат Б-Б.Б. полностью поддержал исковые требования и пояснил, что в результате проверки было установлено, что в свидетельстве о регистрации прав и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним указана правообладателем только ФИО3, что ущемляет права несовершеннолетних. Ответчик ФИО3 в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования прокурора полностью признает, обязуется оформить. На основании ст. 167
Решение № 2-113/2014 от 04.03.2014 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)
ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выявлено, что ФИО1 предоставила в УПФР Пенсионного фонда в <адрес> нотариальное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении жилого помещения в общую собственность детей в течение 6 месяцев со дня перечисления средств материнского (семейного) капитала продавцу жилого помещения. Однако ответчик до настоящего времени не оформил в общую собственность несовершеннолетних детей жилое помещение, что нарушают жилищные и социальные права несовершеннолетних детей. В судебном заседании прокурор <адрес> Нурзат Б-Б.Б. полностью поддержал исковые требования. Ответчик ФИО1 признала иск полностью и пояснила, что в кратчайший срок исполнит требование прокурора. Суд, выслушав сторон, изучив представленные суду материалы, приходит к следующему. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только признание иска ответчиком и принятие его судом. Суд принимает признание ответчиком требований истца, поскольку
Решение № 2-114/2014 от 04.03.2014 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)
ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выявлено, что ФИО1 предоставила в УПФР Пенсионного фонда в <адрес> нотариальное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении жилого помещения в общую собственность детей в течение 6 месяцев со дня перечисления средств материнского (семейного) капитала продавцу жилого помещения. Однако ответчик до настоящего времени не оформил в общую собственность несовершеннолетних детей жилое помещение, что нарушают жилищные и социальные права несовершеннолетних детей. В судебном заседании прокурор Сут-Хольского района Нурзат Б-Б.Б. полностью поддержал исковые требования и пояснил, что в результате проверки было установлено, что в свидетельстве о регистрации прав и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним указана правообладателем только ФИО1, что ущемляет права несовершеннолетних. Ответчик ФИО1 признала иск полностью и пояснила, что в кратчайший срок исполнит требование прокурора. Суд, выслушав сторон, изучив представленные суду материалы, приходит к следующему. В соответствии с