ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Споры о защите прав потребителей финансовых услуг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Роспотребнадзора от 23.08.2013 N 01/9560-13-32 "Об Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств"
что уменьшение размера неустойки является допустимым". "В силу диспозиции статьи 333 ГК РФ основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств". В пункте 14 Обзора ВС РФ рекомендует "в целях недопущения ошибок при рассмотрении гражданских дел, возникающих между банками, иными кредитными организациями и физическими лицами по спорам об исполнении кредитных обязательств... ознакомить судей с настоящим Обзором для учета содержащихся в нем правовых позиций в правоприменительной деятельности". В этой связи Роспотребнадзор, имея консолидированную с ВС РФ позицию по данному вопросу, рекомендует ознакомить всех специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг , с содержанием Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 г. (копия прилагается). Также Роспотребнадзор считает целесообразным включить Обзор и настоящее письмо в состав инфотек в консультационных центрах и пунктах для потребителей на базе ФБУЗ
Определение № 20-КГ22-6 от 21.06.2022 Верховного Суда РФ
урегулирования спора не может лишать потребителя финансовых услуг предусмотренного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту из-за отсутствия у него определенных доказательств и невозможности их представить финансовому уполномоченному. Принимая исковое заявление ФИО1 к рассмотрению и разрешая впоследствии спор по существу, суд первой инстанции признал обращение истца к финансовому уполномоченному надлежащим, а прекращение финансовым уполномоченным рассмотрения его обращения необоснованным. Отменяя решение суда и оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд апелляционной инстанции ограничился лишь ссылкой на прекращение финансовым уполномоченным рассмотрения обращения потребителя по мотиву непредставления недостающих, по мнению финансового уполномоченного, документов. Однако при этом суд апелляционной инстанции не учел, что отсутствие у потребителя отдельных документов и цветных фотографий автомобиля не может являться непреодолимым препятствием для реализации права на судебную защиту. Кроме того, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому, входит ли представление названных финансовым уполномоченным документов и фотографий в перечень предусмотренных законом требований к обращению потребителя финансовых услуг .
Определение № 51-КГ22-3 от 26.04.2022 Верховного Суда РФ
порядок урегулирования спора, не может подменять собой разрешение спора по существу, предполагающее исследование и оценку судом доказательств по делу, а также принятие решения о наличии или отсутствии у истца права на удовлетворение его требований. Иное противоречило бы целям и смыслу досудебного порядка урегулирования спора. Между тем по настоящему делу исковое заявление ФИО1 возвращено судом по мотиву недоказанности его права собственности на автомобиль. Такое возвращение искового заявления без его рассмотрения по существу противоречит положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на судебную защиту. Кроме того, требования к обращению потребителя за разрешением спора к финансовому уполномоченному установлены статьей 17 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг . В соответствии с частью 1 данной статьи обращение направляется в письменной или электронной форме и включает в себя в том числе сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также о номере договора и дате его заключения (при наличии); сведения о
Решение № А51-1555/20 от 21.05.2020 АС Приморского края
займа, как оказание услуг, судом отклоняются. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" финансовой услугой является услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.). С учетом изложенного, утверждение общества о том, что предоставление займа не является услугой, ошибочно. Заявитель является микрофинансовой организацией, которая выдает потребительские микрозаймы, и, учитывая
Постановление № А53-42173/2021 от 03.08.2022 АС Северо-Кавказского округа
Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020; определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 № 305-ЭС19-25950 по делу № А40-293311/2018). Однако, вопреки приведенным разъяснениям, суд апелляционной инстанции, оставил без внимания то обстоятельство, что выводы Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, основанные на толковании пункта 79 постановления Пленума № 7, и изложенные в названном определении, вошли в обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, и содержались в пункте 17 обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг , утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.09.2017. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, ссылаясь на разъяснения пункта 79 постановления Пленума № 7 и правовую позицию, приведенную в пункте 17 обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного
Постановление № А47-3132/20 от 30.06.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрение спорных между сторонами обстоятельств. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем случае, с учетом необоснованной длительности рассмотрения судом первой инстанции заявления об оставлении искового заявления без рассмотрения, с учетом приведенных судом первой инстанции исключительно формальных оснований для оставления искового заявления без рассмотрения, и при отсутствии волеизъявления ответчика возникший спор урегулировать, обжалуемое определение противоречит нормам материального и процессуального права. Согласно статье 1 Закона № 123-ФЗ настоящий Закон принят в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг . Как следует из пояснительной записки к проекту Закона № 123-ФЗ, одними из целей его принятия также являлись - создание для потребителей финансовых услуг альтернативного института рассмотрения споров, возникающих между ними и финансовыми организациями; более быстрое и взаимовыгодное разрешение возникших разногласий и споров, которое экономит издержки и время потребителя, а также позволяет избежать обращения в суд, то есть введение института
Определение № 9-238/20 от 21.08.2020 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
нахожу его подлежащим возвращению по следующим основаниям. Согласно п. й ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. Согласно Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», споры о защите прав потребителей финансовых услуг , до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым омбудсменом. ФИО1 требования действующего законодательства выполнены не были, в исковые материалы дела не представлены сведения об обращении к финансовому уполномоченному, до подачи иска в суд, с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора либо о наличии исключений предусмотренных п.1 ч.1 ст.25 Закона № 123-ФЗ. В связи с этим, и в силу положений ст. 135 ГПК РФ исковое заявление подлежит возвращению. На основании изложенного,
Апелляционное определение № 33-2443/2021 от 09.11.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)
дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене. В соответствии с абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если ФИО3 не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЭ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с 01.01.2021 споры о защите прав потребителей финансовых услуг рассматриваются судом только после предварительного обращения потребителя финансовых услуг в Службу финансового уполномоченного. В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЭ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, в случае: непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного ч. 8 ст. 20 настоящего
Апелляционное определение № 33-2203/2021 от 12.10.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)
дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене. В соответствии с абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЭ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с 01.01.2021 споры о защите прав потребителей финансовых услуг рассматриваются судом только после предварительного обращения потребителя финансовых услуг в Службу финансового уполномоченного. В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 25 Федерального закона № 123-ФЭ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, в случае: непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного ч. 8 ст. 20 настоящего
Апелляционное определение № 33-9942/2021 от 11.03.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
при изменении, расторжении договора); п. 3 ст. 619 ГК РФ (споры при расторжении договора аренды); п. 4 ст. 687 ГК РФ, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 91 ЖК РФ (споры при расторжении договора найма, о выселении); п. 4 ст. 101 СК РФ (споры при изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов); ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» ( споры о защите прав потребителей финансовых услуг ); п. 5.1 ст. 14.1, п. 1 ст. 16.1, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (споры о выплатах по договору ОСАГО); п. 1 ст. 797 ГК РФ (споры, вытекающие из грузоперевозок); п. 3 ст. 124 ВК РФ (споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты); ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (споры,
Апелляционное определение № 9-98/2021 от 27.05.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
при изменении, расторжении договора); п. 3 ст. 619 ГК РФ (споры при расторжении договора аренды); п. 4 ст. 687 ГК РФ, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 91 ЖК РФ (споры при расторжении договора найма, о выселении); п. 4 ст. 101 СК РФ (споры при изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов); ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» ( споры о защите прав потребителей финансовых услуг ); п. 5.1 ст. 14.1, п. 1 ст. 16.1, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (споры о выплатах по договору ОСАГО); п. 1 ст. 797 ГК РФ (споры, вытекающие из грузоперевозок); п. 3 ст. 124 ВК РФ (споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты); ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (споры,