ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Срок привлечения по длящемуся правонарушению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Разъяснение N 7 Президиума ФАС России "Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15)
за нарушения указанной нормы ПНД предусмотрена статьей 9.21 КоАП. 4. Особенности применения статьи 9.21 КоАП. Антимонопольному органу необходимо учитывать следующее: 1) Отличие в порядке исчисления срока давности привлечения к административной ответственности на основании статьей 9.21 и 14.31 КоАП. При привлечении к административной ответственности на основании статьи 9.21 КоАП надлежит руководствоваться общим правилом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. В данном случае согласно части 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что административные правонарушения, выражающиеся
Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455 <О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ>
агентскому соглашению в период с 2000 по 2003 гг. Резидент был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд поддержал позицию органа валютного контроля, установив, что срок привлечения к адм. ответственности не был нарушен, так как совершенное резидентом правонарушение по своей природе является длящимся. "Непоступление в установленный срок за указанные периоды валютных средств, причитающихся судовладельцу по сальдо взаимных расчетов с агентом, продолжалось до момента поступления соответствующих сумм на валютный счет истца". Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление о привлечении к административной ответственности по длящимся правонарушениям не может быть вынесено по истечении одного года со дня обнаружения правонарушения, днем обнаружения правонарушения в данном случае является день составления протокола об административном правонарушении, следовательно, резидент был правомерно привлечен к ответственности. (Приморское РУ ВК МФ РФ) 3. Суд признал состав правонарушения по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, совершенного резидентом и выразившегося в том, что
Письмо Роспотребнадзора от 22.09.2005 N 0100/7716-05-32 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
объективной стороны состава правонарушения необходимо исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. 7. Срок давности привлечения к административной ответственности согласно Постановлению ПВСРФ от 24.03.2005 N 5 надлежит исчислять по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)
соответствия. По факту выявленного административного правонарушения в отношении общества 26.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.47 КоАП РФ. Суд отказал в удовлетворении заявленного требования со ссылкой на пропуск срока давности привлечения общества к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Обжалуя вынесенное арбитражным судом решение, административный орган ссылался на соблюдение срока давности привлечения общества к административной ответственности, указав, что данное административное правонарушение является длящимся, поэтому срок давности следует исчислять со дня его обнаружения. Арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменений. Административное правонарушение , предусмотренное частью 3 статьи 14.47 КоАП РФ, представляющее собой необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия, является однократным действием, совершаемым в конкретный срок (день). Учитывая, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся
Постановление № 18АП-9406/2014 от 22.06.2015 Верховного Суда РФ
выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе и вины в его совершении. Довод заявителя о пропуске срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отклонен судами, поскольку в рассматриваемом случае вмененное заявителю правонарушение, выразившееся в невыплате задолженности по вознаграждению ФИО2 и нарушении очередности при выплате вознаграждения, является длящимся правонарушением, и на момент рассмотрения дела - 11.07.2014, срок привлечения к административной ответственности не истек. Между тем выводы судов о длящемся характере правонарушения противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 7803/11. Поскольку в момент выплаты денежных средств с нарушением очередности правонарушение считается совершенным, с этого момента следует исчислять срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ: в отношении ООО «Белебеевский трикотаж» - с 30.05.2013, в отношении МУП Электрических сетей «Нур» - с 12.10.2012 и в отношении СПК колхоз «Алга» - с 10.09.2013. Следовательно, на
Постановление № 4-АД21-17 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждение такого вопроса недопустимо. Вместе с тем судья Верховного Суда Российской Федерации находит необоснованными выводы судьи городского суда об истечении данного срока на момент вынесения постановления. Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. Вывод судьи городского суда о том, что в рассматриваемом случае административное правонарушение не является длящимся, основан на неправильном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5
Постановление № 81-АД21-9 от 13.08.2021 Верховного Суда РФ
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, суд исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца. При этом такой срок подлежит исчислению со дня размещения ФИО2 на своей странице пользователя комментария к публикации, а именно - 19 февраля 2020 года и на момент вынесения постановления по настоящему делу истек. С такими выводами согласиться нельзя в связи со следующим. Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.1 этого Кодекса, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской
Постановление № 4-АД21-14 от 31.08.2021 Верховного Суда РФ
нормой составляет два года. При этом заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции счел, что на момент рассмотрения им жалобы заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области Житенева А.Ю. срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, поскольку начал исчисляться с 24 января 2019 года. С такими выводами согласиться нельзя в связи со следующим. Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 этого Кодекса) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Постановление № 03АП-2299/2017 от 17.07.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Срок давности для привлечения к ответственности за длящееся правонарушение, согласно статье 4.5 КоАП РФ, исчисляется с даты его обнаружения. Вместе с тем, при решении вопроса об определении срока для привлечения к ответственности по длящемуся правонарушению необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица
Постановление № А74-5406/17 от 24.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
административного правонарушения (часть 2). В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной такими правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении
Постановление № А56-90145/17 от 11.09.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
минимальном размере санкции установленной пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70. Довод подателя апелляционной жалобы о том, что выявленные правонарушения не являются длящимися, подлежат отклонению апелляционным судом. Судом первой инстанции установлено, что срок привлечения к административной ответственности за неисполнение обязанности по переоформлению ордера ГАТИ истек. Вместе с тем, Общество также привлечено к ответственности за совершение длящегося правонарушения – за производство работ после истечения срока действия ордера в виде размещения временного ограждения. Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.
Постановление № Ф09-6391/22 от 30.09.2022 АС Уральского округа
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также
Постановление № А31-605/2022 от 24.10.2022 АС Волго-Вятского округа
по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В пункте 14 Постановления № 5 разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). На основании части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что
Постановление № 4А-230 от 10.05.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
Учитывая, что срок давности привлечения Х.Т.Т. к административной ответственности на момент вынесения должностным лицом административного органа постановления 16 сентября 2016 года истек, постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда судьей Верховного Суда Удмуртской Республики отменены, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Доводы заявителя жалобы о том, что вмененное должностному лицу ООО «Рябовское» правонарушение является длящимся, обоснованны. Поскольку пользование недрами с использованием превышающего проектное количество скважин продолжалось до момента проведения Управлением Росприроднадзора по УР проверки, совершенное ООО «Рябовское» правонарушение является длящимся, представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами. Соответственно, квалификация судьей Верховного Суда Удмуртской Республики вмененного должностному лицу ООО «Рябовское» правонарушения как не длящегося является неверной. Однако, учитывая, что в силу ч.2 ст.30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если
Решение № 21-200/20 от 08.10.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)
от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся разъяснения по срокам давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом,