безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов. Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (далее - АЗС) путем установления стелы или информационного табло со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Следовательно, размещение информационного табло или стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 "Автозаправочная станция") о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию
вывод суда первой инстанции о том, что размещение на информационной стеле вдоль обочины дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее, сведений о реализуемых товарах: марках бензина (ассортименте товара), ценах на бензин, сведений о соответствии бензина стандартам топлива, не может расцениваться как преследующее рекламные цели, поскольку представляет собой необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, что соответствует требованиям названных выше нормативных актов. При этом, информационные стелыАЗС, в силу обычая делового оборота, размещаются, как правило, за территориями АЗС в целях своевременного информирования потребителей об услугах АЗС и стоимости топлива. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, расположение информационных конструкций вдоль обочины дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее не противоречит действующему законодательству и не изменяет сущности информационной вывески, напротив, является исполнением требования Закона о защите прав потребителей о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации
и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива. Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции путем установления стелы со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов. Суд апелляционной инстанции
является обязательной к размещению на конструкции, расположенной на подъезде к автозаправочной станции (иные участники рынка размещают лишь стелы с указанием видов топлива и цен). Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Вместе с тем, размещение подобных рекламных конструкций на подъезде к автозаправочным станциям с информацией о бонусной программе не является обычаем делового оборота. В то время, как согласно письму ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются. Таким образом, оспариваемая конструкция подпадает под понятие наружной рекламы, поскольку
реестра от 30.08.2018, основным видом деятельности заявителя является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах (47.30). Земельный участок, на котором располагается информационный щит, являющийся по мнению администрации рекламой, находится в аренде у предпринимателя. Земельный участок предназначен для размещения автозаправочной станции, где заявитель реализует автомобильное топливо. Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (далее – АЗС) путем установления стелы со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, и не противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 № 7517/11, размещение конструкций в месте нахождения АЗС, содержащиеся на этих конструкциях сведения о реализуемых товарах: марках бензина (ассортименте товара), ценах на них, сведения о соответствии бензина стандартам топлива, о месте производства
(стеле) в месте нахождения АЗС позволяло ее клиентам заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых товарах, услугах и произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что конструкция ( стела), установленная при въезде на территорию АЗС, содержала сведения не рекламного, а информативного характера (в частности, о фактическом нахождении АЗС, ценах на бензин, оказываемых услугах). Размещение такой информации в силу специфики деятельности Общества и требований законодательства являлось обязательным с целью обеспечения возможности правильного выбора товара (оказываемых услуг). Следовательно, спорная конструкция не может рассматриваться как рекламная, а является вывеской, размещение которой является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота, на установку и эксплуатацию которой не требуется соответствующее разрешение. В силу изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемое предписание не соответствующим Федеральному закону № 38-ФЗ, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Довод
п.3 ст.25 ФЗ №257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящиеся к объектам дорожного сервиса, в то время как АЗС ООО «ТАИФ-НК АЗС» является объектом дорожного сервиса. Информирование водителей о приближении к АЗС или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответствие требованиям законодательства проверяется при согласовании проекта размещения АЗС. Обеспечение безопасности дорожного движения также проверяется при согласовании проекта размещения автозаправочной станции и состава ее сооружения и конструкций, требующих для оказания планируемых сервисных услуг. Доказательств того, что АЗС ООО «ТАИФ-НК АЗС» не соответствуют проекту, подлежащему согласованию до
не распространяются на улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации. Согласно разделу 1 ФИО4 52044-2003 положения данного стандарта распространяются на средства наружной рекламы (рекламные конструкции), размещенные на территориях населенных пунктов. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения. Размещение информационного табло ( стелы) с указанием наименования АЗС, видов оказываемых услуг, экологического класса и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС является сложившимся обычаем делового оборота, правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой. Данные разъяснения указаны в пункте 4 письма ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» и в Решении Президиума ФАС от ДД.ММ.ГГГГ №. Также, согласно разъяснениям, указанным в письме Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении ценовых стел автозаправочных станций», информационное табло