ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Суд привлекает распорядителя средств - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 12АП-8076/2014 от 05.06.2015 Верховного Суда РФ
финансов предоставлены средства субвенций на данные цели. Указанными полномочиями от лица муниципального образования наделен заказчик - Департамент по жилищной политике администрации Волгограда, которому на оплату контракта предоставлены средства субвенций из бюджета Волгоградской области. Суды не учли разъяснения, изложенные в абзаце третьем пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» о том, что финансовый орган публично-правового образования привлекается в качестве представителя публично-правового образования только в том случае, если муниципальный орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус и полномочия не переданы иному органу. Согласно пункту 1.7 Положения о Департаменте по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 № 39/1209, Департамент по жилищной политике является муниципальным заказчиком на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и главным распорядителем бюджетных средств Волгограда, обеспечивающим использование бюджетных средств
Решение № А06-6914/16 от 11.10.2016 АС Астраханской области
труда Астрахан­ской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 года № 21-П министерство социального развития и труда Астраханской области осуществляет функции получателя и главного распорядителя средств бюджета Астра­ханской области; осуществляет от имени Астраханской области функции учредителя подведомственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Астраханской об­ласти в порядке, установленном Правительством Астраханской области. Согласно позиции Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений. И лишь в случае если таковой государственный орган утра­тил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией и если соответствующие полномочия не переданы иному органу) к участию в деле в качестве представителя публично-правового образо­вания привлекается соответствующий финансовый орган публично-правового образо­вания. Таким образом, финансовый орган публично-правового образования привлекает­ся судом в случае, если государственный орган,
Решение № А45-44638/18 от 29.03.2019 АС Новосибирской области
или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе. Аналогичная правовая позиция содержится в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств , не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить
Постановление № А40-52033/19 от 13.11.2019 АС Московского округа
актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", следует, что надлежащим ответчиком по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. Судам следует привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и выступающего на стороне ответчика, территориальный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу (статья 51 АПК РФ). На основании подпункта 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Федеральную службу функций. Вместе с тем, орган государственной власти, полномочный выступать от имени Российской Федерации в качестве главного распорядителя средств бюджета Российской Федерации (ФССП России), судами не был привлечен к участию в деле в соответствующем
Постановление № А13-5754/14 от 16.02.2016 АС Вологодской области
юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе. В данном случае суд первой инстанции правильно применил нормы права и определил надлежащего ответчика. Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что в силу статей 16, 1069 ГК РФ, пункта 1 части 3 статьи 158 БК РФ такой вред возмещается за счет соответствующей казны. Поскольку к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства, осуществляющего функции главного распорядителя средств федерального бюджета по спорам данной категории, что судами установлено, в резолютивной части следует указать о взыскании денежных средств за счет данной казны. В этой части решение суда подлежит изменению. Кроме того, апелляционный суд полагает, что
Постановление № А56-38626/2011 от 02.04.2012 АС Северо-Западного округа
РФ, в то время как в силу части 6 статьи 46 АПК РФ, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика. Кроме того, в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств , не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования,
Апелляционное определение № 33-2826/19ДОКЛАД от 21.08.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)
учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Принимая во внимание обстоятельства дела, а именно период времени, в течение которого осужденный привлекался администрацией Учреждения к выполнению работ, принципы разумности и справедливости, судебная коллегия полагает определить размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб. Доводы ответчиков о недоказанности факта причинения истцу морального вреда, по мнению судебной коллегии, не свидетельствуют об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку сам факт незаконного привлечения осужденного к труду и ограничение времени его досуга свидетельствует о нарушении основных личных неимущественных прав гражданина. Иск о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – Федеральная служба исполнения наказаний (п.3 ст.125, ст.1069, ст.1070, ст.1071 ГК