ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Технологические нормативы и технические нормативы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы 1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. 2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона. 3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев
Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. 2. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов
Решение № А21-8536/19 от 17.09.2019 АС Калининградской области
строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (часть 2 статьи). Изменения редакции статьи 23 Закона №7-ФЗ, ссылка на которую содержится в оспариваемом предписании, не меняет содержание требований, перечисленных в тексте самого предписания, а также не освобождает природопользователя от обязанности по получению разрешения. Действительно, с 01.01.19г. статья 23 Закона №7-ФЗ изложена в новой редакции – технологические нормативы и технические нормативы ; однако в предыдущей редакции, в период действия которой выдавались предписания, исполнимость которых проверял Росприроднадзор, статья называлась «нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов» и предусматривала в п.1,3,4 оформление разрешения на сброс, получение которого регулируется в новой редакции закона статьей 22. Утверждение заявителя о неясности и неисполнимости предписания суд находит несостоятельным, поскольку ранее Предприятие привлекалось к административной ответственности по делу А21-683/2017 за пользование выпуском 7 с целью сброса сточных вод в
Постановление № А76-12295/20 от 13.09.2022 АС Уральского округа
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 названного Закона). В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, включая нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (пункты 1 и 2 статьи 21 Закона об охране окружающей среды). Пунктом 10 статьи 22 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением. Пунктом 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие
Постановление № 17АП-12149/2022-ГК от 20.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 названного Закона). В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, включая нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (пункты 1 и 2 статьи 21 Закона об охране окружающей среды). В силу статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется добровольно либо по решению суда. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О указано, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия,
Постановление № А27-26387/20 от 17.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (часть 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ). Согласно части 1 статьи 15 Закона № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей
Постановление № А13-6001/2021 от 18.04.2022 АС Северо-Западного округа
в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В то время как в силу части статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (часть 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ). Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона № 7-ФЗ). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно
Решение № 12-1621/2022 от 20.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы и технические нормативы установлены статьями 22 и 23 Федерального закона № 7-ФЗ. Привлекая Якушева И.Я. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, компетентное должностное лицо исходило из следующего. В ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании решения Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора № 847 от 29 сентября 2021 года, 7 октября 2021 года и 18 октября 2021 года произведены отборы проб сточной воды из контрольных точек после биологических очистных сооружений АО «ЗВКС» перед
Решение № 12-46/19 от 03.04.2019 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)
Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. С учетом указанных изменений, ч. 4 ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. В статье 23 данного ФЗ № 7 от 10.01.2002, также отражено, что технологические нормативы и технические нормативы разрабатываются и устанавливаются для объектов I, II категории. Порядок и основания получения специального разрешения, ответственность за отсутствие которого при эксплуатации объекта предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, регулируется нормами отраслевого законодательства, приведенными выше. Таким образом, наличие признаков состава правонарушения поставлено в зависимость от условий необходимости получения разрешения, установленных ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96 от 04 мая 1999г. В тоже время правовое регулирование данных правоотношений с 01 января 2019 года изменилось для
Решение № 12-338/20 от 20.11.2020 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке» установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» « Технологические нормативы и технические нормативы » для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам 1 категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности
Постановление № 16-7595/20 от 29.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. В соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Согласно п.4 ст.39 названного Закона нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений
Постановление № 16-2821/2022 от 21.07.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции
с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов , должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается. Из материалов дела следует, что на основании приказа Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от