ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Территориальная схема обращения с отходами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 8-АПА19-10 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
Ворониной З.В. и Назарова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее также - Департамент) от 14 декабря 2018 г. № 70-н, размещенным 20 декабря 2018 г. на официальном сайте Департамента и опубликованным 28 декабря 2018 г. в средстве массовой информации «Документ-Регион» № 113-а, утверждена территориальная схема обращения с отходами , в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области (далее также - Территориальная схема) и признан утратившим силу приказ Департамента от 30 декабря 2016 г. № 103 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области». Открытое акционерное общество «Чистый город плюс» (далее - ОАО «Чистый город плюс», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Территориальной схемы
Апелляционное определение № 51-АПА19-7 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
Алтайского края от 9 января 2018 года № 1). Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-гарант» Бойко И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14 октября 2016 года № 1783 утверждена Территориальная схема обращения с отходами , в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 9 января 2018 года № 1 внесены изменения в Территориальную схему, в том числе утверждена актуализированная редакция Тома 2 «Заринская зона». Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-Гарант» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими раздела 2 - сведения об источниках образования отходов; таблиц 3.3, 3.4, 3.6 раздела 3 - расчетные объемы
Апелляционное определение № 36-АПА19-3 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
Захарова Р.А. и Решетняк Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью «Смоленские вторичные ресурсы» Бидмаева В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее также - Департамент) от 5 октября 2016 г. № 556/0103 (далее также - Приказ № 556/0103) утверждена Территориальная схема обращения с отходами , в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области (далее также - Территориальная схема). Изменения и дополнения в Территориальную схему утверждены приказом Департамента от 15 января 2018 г. № 012-1/0103 (далее - Приказ № 012-1/0103). Общество с ограниченной ответственностью «Смоленские вторичные ресурсы» (далее также - ООО «Смоленские вторичные ресурсы», Общество) обратилось в Смоленский областной суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями о признании Территориальной схемы не действующей в
Кассационное определение № 72-КАД23-5 от 07.02.2024 Верховного Суда РФ
схемы размещения названных мест (площадок) накопления ТБО и ведение их реестра, а также организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТБО (пункт 1 статьи 8). На основании пункта 1 статьи 133 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2 указанной статьи). Проанализировав приведенные законоположения, а также региональные нормы, регулирующие вопросы создания и содержание мест (площадок) накопления ТБО, исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, пришел к выводу, что администрацией приняты меры для создания контейнерных площадок в местах, где это было возможно согласно требованиями федеральных нормативных актов, посчитав установление в частном
Определение № 11АП-20159/2022 от 29.02.2024 Верховного Суда РФ
помещений многоквартирного дома в установленном порядке решение о порядке складирования ТКО. В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В силу пункта 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Согласно пункту 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования. Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее – Правила № 1130). Территориальная схема обращения
Постановление № А55-8038/2021 от 03.03.2022 АС Поволжского округа
ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. При этом учет ТКО в целях осуществления расчетов по договорам осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 – исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил). Частью 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме. Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в
Постановление № Ф09-1061/22 от 29.03.2022 АС Уральского округа
«Эко-Сити» указывает на обоснованность доводов кассационной жалобы общества «Мохит-СТР», просит кассационную жалобу удовлетворить. Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения. Как следует из материалов дела, общество «Мохит-СТР» осуществляет деятельность по транспортированию и обработке ТКО на основании лицензии от 22.12.2017 на мусоросортировочном комплексе, расположенном по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.11.2016 № 480 утверждена Территориальная схема обращения с отходами , в том числе с ТКО, пунктом 2 таблицы 5.2 которой предусмотрен эксплуатируемый обществом «Мохит-СТР» объект мусоросортировки. При этом, в схеме указана мощность объекта - 70 000 тонн в год. Обществом «Мохит-СТР» в начале 2018 г. была произведена модернизация названного мусоросортировочного комплекса, в результате которой производственная мощность повысилась до 200 000 тонн в год, о чем общество «Мохит-СТР» уведомило Министерство письмом от 25.05.2018 № 112 с приложением санитарно-эпидемиологического заключения и письма производителя
Постановление № Ф03-4792/2023 от 12.12.2023 АС Дальневосточного округа
требования удовлетворены. В кассационной жалобе ООО «Спецэкомаш» просило состоявшиеся судебные акты отменить и принять новое постановление об отказе в иске. По мнению заявителя, услуги на взысканную судом сумму не оказаны и не могли быть оказаны истцом. В выставленном счете от 31.12.2021 № 57 и соответствующем универсальном передаточном документе от 31.12.2021 № 219 отражено на прием и размещение отходов. Фактически оказаны услуги приема ТКО, поскольку с 29.11.2021 Министерством природных ресурсов Амурской области утверждена Территориальная схема обращения с отходами № 527-ОД, в которой арендуемый истцом земельный участок считается местом накопления отходов. Таким образом, истец не мог совершить действия по размещению отходов (включая их захоронение), а условия заключенного сторонами договора о размещении отходов на спорном земельном участке недействительны. Расчет суммы иска, как полагает кассатор, завышен, Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), к отношениям не
Постановление № А42-4386/20 от 09.08.2022 АС Северо-Западного округа
с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Частью 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме. Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в
Решение № 3А-22/17 от 02.06.2017 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 г. № 28-од, У С Т А Н О В И Л : 26 сентября 2016 г. Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, Министерство) принят приказ № 28-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области» (далее – Территориальная схема обращения с отходами ). ООО «Симбирская экологическая компания», являющееся стороной заключенного 31 августа 2016 г. с Правительством Ульяновской области соглашения о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта строительства объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области, обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании Территориальной схемы обращения с отходами, указывая в обоснование на ее несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Заявление мотивировано тем, что при разработке Территориальной схемы
Решение № 3А-368/19 от 27.09.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)
№ СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края»), у с т а н о в и л: приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (далее также – Приказ № СЭД-35-01-12-503) утверждена прилагаемая к нему Территориальная схема обращения с отходами , в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края (далее также – Территориальная схема обращения с отходами). Приказ № СЭД-35-01-12-503 размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края http://www.msgkh.permkrai.ru – 21 декабря 2016 г. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 марта 2019 г. № СЭД-24-02-46-8 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 года
Решение № 3А-260/2023 от 15.11.2023 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели», у с т а н о в и л : 28 июля 2022 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство) принят приказ № 17-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели» (далее – Территориальная схема обращения с отходами ). ООО «Симбирская экологическая компания» (далее также – общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28 июля 2022 года № 17-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели». В обоснование требований указало, что в Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области неправомерно не включен межмуниципальный объект
Решение № 3А-27/18 от 04.12.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)
при секретаре Бичиковой Е.Ю., с участием прокурора Сущенко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К об оспаривании распоряжения Правительства Сахалинской области от 23 сентября 2016 года № 486-р «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Сахалинской области», у с т а н о в и л : 23 сентября 2016 года распоряжением Правительства Сахалинской области № 486-р утверждена Территориальная схема обращения с отходами , в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Сахалинской области (далее – Территориальная схема обращения с отходами, Территориальная схема). Распоряжением Правительства Сахалинской области от 26 марта 2018 года № 189-р в Территориальную схему обращения с отходами внесены изменения, она изложена в новой редакции, согласно приложению к настоящему распоряжению. 10 августа 2018 года распоряжением Правительства Сахалинской области № 449-р в распоряжение Правительства Сахалинской области № 486-р внесены изменения (изложена в новой редакции
Решение № 3А-143/2023 от 07.02.2024 Иркутского областного суда (Иркутская область)
а также в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru). Статьей 13.3 Закона об отходах № 89-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр, предусмотрено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в т.ч. по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения в ТКО (п. 1 ст. 13.3). Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (п. 2 ст. 13.3), должна включать в себя наряду с другими сведениями: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации) и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов (п. 3