ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования фатф - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Памятка для субъектов статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ" (утв. Росфинмониторингом)
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (http://www.fedsfm.ru/documents/terr-list); - Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (http://www.fedsfm.ru/documents/omu-list); - Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества; - Выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников; - Выявление лиц, из стран, не выполняющих требования ФАТФ (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361 "Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)" (http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/97)). В настоящее время в указанный перечень включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика. Документы, необходимые для идентификации клиента, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом. При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей
Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2015 N 1229-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кухтенкова Александра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Данный порядок осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий согласуется с международными стандартами, разработанными с участием Российской Федерации. В частности, согласно Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) требования в отношении надлежащей проверки клиентов относятся к дилерам по драгоценным металлам и дилерам по драгоценным камням; они должны быть обязаны сообщать о подозрительных операциях (сделках), когда они осуществляют любую операцию с наличными средствами с клиентом на сумму, равную или превышающую применимое установленное пороговое значение (рекомендации 22 и 23). При этом понятие "дилер", согласно пункту 9 подготовленного ФАТФ Руководства по применению подхода, основанного на оценке риска, для дилеров драгоценных металлов и драгоценных камней, включает добытчиков драгоценных металлов и камней, промежуточных покупателей и посредников, гранильщиков и полировщиков драгоценных камней и аффинажеров драгоценных металлов, производителей ювелирных изделий, розничных продавцов, а также покупателей и продавцов на вторичном
"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) за 1 полугодие 2018 года" (подготовлен Росфинмониторингом)
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014. - лизинговые компании; - операторы по приему платежей; - организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; - коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинг). Законодательная база и институциональная структура надзорной деятельности в части ПОД/ФТ в Российской Федерации основаны на международных стандартах, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ ). Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ. Осуществление государственного контроля (надзора) Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (далее - обязательные требования) для всех субъектов Федерального закона N
Постановление № 17АП-10899/2021-ГК от 24.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
путем, или финансирования терроризма. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с Сорока Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ ), членом которой с июня 2003 г. является Российская Федерация,
Постановление № А60-61891/20 от 31.05.2022 АС Уральского округа
путем, или финансирования терроризма. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с Сорока Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ ), членом которой с июня 2003 г. является Российская Федерация,
Постановление № 20АП-5066/19 от 11.09.2019 АС Брянской области
операции, целью которых является вывод капитала из страны, финансирование «серого» импорта, перевод денежных средств из безналичной в наличную форму и последующий уход от налогообложения - финансовая поддержка коррупции и других противозаконных действий (письмо Банка России № 172-Т от 04.09.2013 «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»); - прочие противозаконные операции. Приведенные требования Банка России обязывают кредитную организацию осуществлять контроль не только за операциями, направленными собственно на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, но и в отношении любых операций клиентов, дающих основание полагать наличие в них противоправного характера. В соответствии с п. 10 раздела D Рекомендаций ФАТФ «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» финансовые учреждения обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов, в том числе применять меры: - понимание, и когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений (подпункт с); - проведение на постоянной основе надлежащей
Решение № А10-7316/2017 от 21.06.2018 АС Республики Бурятия
руководителем организации. Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Данное требование Закона соответствует международным стандартам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, согласно которым финансовым учреждениям предписано на постоянной основе осуществлять надлежащую проверку деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали сведениям учреждения о клиенте, его деловой деятельности и характеру рисков, в том числе, когда необходимо, выяснять сведения об источнике средств (Сорок рекомендаций ФАТФ , пятая рекомендация). На основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического
Решение № А73-13550/15 от 16.11.2015 АС Хабаровского края
Следовательно, ООО «Новый Свет Лидер» были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что непосредственно выразилось в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее не представление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. В связи с тем, что действующие правила внутреннего контроля, утвержденные генеральным директором 21.07.2011, не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2014 № 577) организацией не применялись меры и не фиксировалось в анкете информация по: - определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; - выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном
Решение № 21-558/2013 от 25.11.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
было установлено их несоответствие установленным Постановлением Требованиям. Статья 6 Федерального закона от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Так, Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, указанный в разделе IY Правил внутреннего контроля «Программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю» не соответствовал перечню операций, установленных п.п. 1, 1.1 ст. 6 указанного Федерального закона, в частности, подпункту 2 ч. 1 ст. 6 закона. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 программа оценки риска предусматривает проведение оценки риска клиентов на основе признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ ). Раздел 3 Правил внутреннего контроля