ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к пользователю недр - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России N 751, Роснедр N 10 от 14.10.2021 "Об утверждении Порядка переоформления лицензий на пользование недрами" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2021 N 66280)
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067) лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению в случае перехода права пользования участком недр по следующим основаниям: 1) реорганизация юридического лица - пользователя недр в форме преобразования; 2) реорганизация юридического лица - пользователя недр в форме присоединения к другому юридическому лицу при условии, что другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 18, ст. 3067); 3) реорганизация юридического лица - пользователя недр в форме слияния с другим юридическим лицом при условии, что вновь возникшее юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр; 4) реорганизация юридического лица - пользователя недр в форме
Приказ Минприроды России N 802, Роснедр N 20 от 28.10.2021 "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2021 N 66287)
в том числе для юридического лица - полное наименование, его организационно-правовая форма, адрес электронной почты (при наличии), почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты (при наличии), почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, а для иностранного лица - в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, подтверждающие его соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067); б) наименование участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование (при наличии), вид полезного ископаемого; в) опись прилагаемых документов и сведений; 2) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия
Приказ Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (ред. от 31.05.2016) "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2009 N 15837)
случаях: 1) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы; 2) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр , а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ; 4) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на право пользования недрами, предоставленной прежнему пользователю недр; 5) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для
Определение № А83-3585/18 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 2795-О). Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1314-О). Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения
Определение № 09АП-12022/2014 от 07.05.2015 Верховного Суда РФ
им допущенных нарушений. Указав, что в уведомлении от 15.10.2013 установлен срок шесть месяцев для разработки технического проекта на освоение месторождения, который не истек к моменту принятия оспариваемого приказа, суд апелляционной инстанции, сославшись на статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Между тем, судом апелляционной инстанции и судом округа не учтено следующее. Согласно части 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. При этом согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и
Определение № 09АП-12022/2014 от 10.03.2015 Верховного Суда РФ
у ответчика права на приостановление лицензии до истечения срока уведомления об устранении нарушений законодательства, и нарушение в связи с этим порядка приостановления права пользования недрами, предусмотренного частью 4 статьи 21 Закона о недрах. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения недропользователем существенных условий лицензии в виде отсутствия технического проекта на освоение Харгатинского месторождения нефрита при установлении факта добычи и реализации нефрита, что в силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для приостановления права пользования недрами по лицензии. При этом суд отклонил довод заявителя о том, что право пользования недрами может быть приостановлено только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения, указав, что норма части 4 статьи 21 Закона о недрах распространяется только на случаи принятия решений о прекращении права пользования
Определение № 305-ЭС21-3696 от 18.10.2021 Верховного Суда РФ
40 Закона о недрах, постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии», пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Министерства и отсутствии оснований для удовлетворения встречного требования Общества. Суды исходили из следующего: согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – Президиум ВАС РФ), изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13728/13, характер разового платежа за пользование недрами определяется как плата за приобретение права пользования недрами (право за доступ к пользованию недрами), а в случае, когда лицензия прекращается ввиду наличия нарушений со стороны пользователя недрами , разовый платеж не подлежит возвращению; Общество как победитель аукциона, подписав протокол о результатах аукциона, взяло на себя обязательства уплатить разовый платеж, а Министерство - выдать победителю торгов лицензию на пользование недрами; поскольку полученное Обществом по результатам проведенного аукциона право пользование недрами прекращено досрочно в
Определение № 305-ЭС21-3696 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
40 Закона о недрах, постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии», пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Министерства и отсутствии оснований для удовлетворения встречного требования Общества. Суды исходили из следующего: согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – Президиум ВАС РФ), изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13728/13, характер разового платежа за пользование недрами определяется как плата за приобретение права пользования недрами (право за доступ к пользованию недрами), а в случае, когда лицензия прекращается ввиду наличия нарушений со стороны пользователя недрами , разовый платеж не подлежит возвращению; Общество как победитель аукциона, подписав протокол о результатах аукциона, взяло на себя обязательства уплатить разовый платеж, а Министерство - выдать победителю торгов лицензию на пользование недрами; поскольку полученное Обществом по результатам проведенного аукциона право пользования недрами прекращено досрочно в
Решение № А59-2643/2012 от 07.08.2012 АС Сахалинской области
ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ. Вместе с тем, согласно п.16.2 Положения, обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ возложена на владельцев лицензии. Положения Закона №2395-1, говоря о необходимости соблюдения обязанностей установленных Законом, относят такие требования к пользователю недр , т.е., владельцу лицензии за исключением только одного случая, указанного в ст.24 Закона о том, что непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Проанализировав приведенные выше положения нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что ответственность за вмененное нарушение законодательства о недрах перед государством должно
Решение № А81-7248/20 от 23.03.2022 АС Ямало-Ненецкого АО
ЯНАО» №СЛХ 02282 ВП от 22.03.2011 сроком до 31.12.2012, продлена в связи с прохождением экспертизы (лист 4 приложения №1 к Протоколу комиссии от 16.10.2015 по утверждению заключения госкомиссии № 4350 от 16.10.2015). Противное позволяло бы подрядчику, прошедшему экспертизу результата своих работ быть ответственным за эксплуатируемыми лицензиатами скважины и за обслуживание скважин бесконечно и бесплатно, т.е. более одного года с даты экспертизы, чего гражданское законодательство и законодательство о недрах не допускает, четко устанавливая лицензионные требования к пользователю недр , в том числе, по консервации скважин. В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Из указанных норм права следует, что именно на должнике, а не на кредиторе лежит первичная обязанность совершения необходимых действий и принятия разумных мер
Решение № А63-12579/2021 от 14.02.2022 АС Ставропольского края
полном объеме, требования общества являются обоснованными. Департамент в отзывах на заявление указал, что заявитель осуществляет право пользования недрами на основании лицензий выданных 07.09.2020 №№ СТВ 00533 МР и СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение с последующей добычей минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения и из скважины № 70 на Горном участке Ессентукского месторождения. Неотъемлемыми составными частями лицензий являются лицензионные соглашения, включающие основные требования к пользователю недр , нарушение которых влечет ответственность, установленную законодательством. Кроме того, указал, что обществом в 2019 году разработан и представлен на согласование в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352 и Порядком проведения экспертизы проектной документации
Определение № А47-1760/14 от 16.01.2017 АС Оренбургской области
службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, при- остановлении и ограничении права пользования участками недр (утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315). Перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке на переоформление лицензии, содержится в пунктах 68, 69 Административного регламен- та, и в рассматриваемом случае включает данные о том, что приобретатель имущества соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации. Квалификационные требования к пользователю недр установлены, в частности, статьей 22 Закона о недрах, устанавливающей, что к пользовате- лям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридиче- ским и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свиде- тельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами. Таким образом, переоформление лицензии на пользование участками недр не может
Определение № А63-12579/2021 от 08.12.2021 АС Ставропольского края
являются обоснованными. От департамента поступил отзыв на заявление, в котором он указал, что заявитель осуществляет право пользования недрами на основании лицензий выданных 07.09.2020 №№ СТВ 00533 МР и СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение с последующей добычей минеральных вод из скважины № 71 на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения и из скважины № 70 на Горном участке Ессентукского месторождения. Неотъемлемыми составными частями лицензий являются лицензионные соглашение, включающие основные требования к пользователю недр , нарушение которых влечет ответственность, установленную законодательством. В ходе судебного заседания представители заявителя и заинтересованного лица поддержали ранее изложенные позиции по делу. Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая необходимость предоставления участниками процесса дополнительных пояснений и положения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в целях соблюдения процессуальных прав участников процесса, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство по делу на другой срок. Руководствуясь статьями 158, 184, 185
Решение № 2-1968/20 от 11.06.2021 Калининского районного суда (Тверская область)
границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Соответственно, использование подземного водного объекта определяется нормами Закона РФ «О недрах» и условиями лицензии, которую обязан получить пользователь недр согласно статье 11 этого Закона, и которая включает обязательные требования к пользователю недр в порядке статьи 12 Закона РФ «О недрах». Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, лицензия на пользование участками недр выдается
Решение № 12-84/20 от 13.04.2020 Калининского районного суда (Тверская область)
РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Соответственно, использование подземного водного объекта определяется нормами Закона РФ «О недрах» и условиями лицензии, которую обязан получить пользователь недр согласно статье 11 этого Закона, и которая включает обязательные требования к пользователю недр в порядке статьи 12 Закона РФ «О недрах». В нарушение перечисленных требований федерального законодательства МУП «Коммунальные системы Калининского района» эксплуатирует артезианские скважины без лицензии на право пользования недрами. Доводы Демина Н.Н. о том, что МУП «Коммунальные системы Калининского района» ограниченно в своих действиях по подаче документов на получение соответствующей лицензии, в связи с тем, что при передаче в хозяйственное ведение насосных станций, скважин, артезианских скважин Калининского района Тверской области земельные участки не были
Решение № 2-1345/2021 от 23.06.2021 Калининского районного суда (Тверская область)
границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Соответственно, использование подземного водного объекта определяется нормами Закона РФ «О недрах» и условиями лицензии, которую обязан получить пользователь недр согласно статье 11 этого Закона, и которая включает обязательные требования к пользователю недр в порядке статьи 12 Закона РФ «О недрах». Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, лицензия на пользование участками недр выдается