ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к строительству объекта капитального строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации 13. Работы по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства ; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2608 "Об утверждении состава и содержания технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, Правил их выдачи и досрочного прекращения их действия, а также Правил определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта" (вместе с "Правилами выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, и досрочного прекращения их действия")
48, частью 7.3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории); е) утвержденная документация по планировке территории в случае, если обращение о выдаче технических требований и условий направлено в целях строительства объектов капитального строительства , указанных в пункте 1 части 1 статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации; ж) технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт, которого запланированы, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи (при наличии). 5. Правообладатель существующего линейного объекта не вправе требовать от застройщика или технического заказчика представления сведений
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется; 2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса. (часть 5 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1. При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, оценка разделов проектной документации, в которые не вносились изменения, на предмет соответствия этих разделов требованиям технических регламентов не проводится. (часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N
Определение № 01АП-10563/19 от 03.09.2020 Верховного Суда РФ
лицу, правоустанавливающие документы обществом на этот земельный участок в администрацию не представлены, непосредственно строительство производственного корпуса планируется на двух земельных участках площадью 34 561 кв. м, тогда как схема планировочной организации описывает границы проектирования площадью 39 748, 8 кв. м. При таких установленных по делу фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признания незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства , отмене отказа и обязании органа местного самоуправления выдать разрешение на строительство. Содержащиеся в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию общества с выводами судов, между тем их не опровергают. Поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями
Определение № А21-4377/20 от 09.11.2021 Верховного Суда РФ
-материалы проектной документации, выполненные обществом с ограниченной ответственностью «Архитектурная мастерская Вячеслава Ковальчука»2018, шифр 21.03.18; Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 39:15:141801:30. В соответствии с материалами проектной документации в границах земельного участка запроектировано строительство нежилого хозяйственно-бытового здания. В ходе рассмотрения заявления Предпринимателя Агентством была проведена проверка , по результатам которой установлено, что документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство , представлены в полном объеме, проектная документация соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства , установленным градостроительным планом земельного участка от 18.04.2018 № RU39301000-429/2018/А, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В связи с отсутствием оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренных частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Агентством правомерно принято решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Определение № А40-223825/19 от 11.05.2021 Верховного Суда РФ
г. Москва, НАО, пос. Воскресенское, д. Язово, общественно-жилой комплекс с развитой инфраструктурой (2-я очередь строительства - многофункциональный торгово-развлекательный комплекс). Общая площадь объекта: 152.655,39 кв. м. Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства , установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и разрешенному использованию земельного участка. Как обоснованно указали суды, осуществление Правительством Москвы совокупности последовательных действий по выдаче документации на строительство и ввод в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса, площадью 152.655,39 кв. м, на указанном земельном участке дает основание полагать, что Правительство Москвы обладало достоверной информацией о виде разрешенного использования земельного участка задолго до внесения сведений о таком изменении в
Определение № 308-ЭС21-4935 от 09.09.2021 Верховного Суда РФ
первоначальным иском. Управление лесами заявило ходатайство об отказе от иска в части требования о расторжении договора от 22.03.2016 уступки прав и обязанностей арендатора по договору от 22.07.2010 № 5/2010 аренды лесного участка и прекращения записи в ЕГРН от 07.04.2016 № 09-09/001-09/001/063/2016-170/2. Также Управление лесами заявило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просило: 1. Признать самовольными постройками следующие объекты, расположенные в границах лесного участка: каменный домик площадью 21 кв. м; каменный домик площадью 23 кв. м; деревянный домик площадью 46 кв. м; недостроенный деревянный дом площадью 167 кв. м; часть объекта капитального строительства площадью 334 кв. м; часть объекта капитального строительства площадью 1235 кв. м (далее также – самовольные постройки, объекты); 2. Обязать ЗАО «Висма» снести самовольные постройки, расположенные на лесном участке; 3. Расторгнуть договор от 22.07.2010 № 5/2010 аренды лесного участка; 4. Прекратить запись об ограничении (обременении) внесенную в ЕГРН от 05.04.2011 № 09-09-01/093/2011-679. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики
Решение № АКПИ19-367 от 18.07.2019 Верховного Суда РФ
реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 или 8.2 данной статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства , установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. Под объектом капитального строительства, по смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка
Решение № А72-7273/18 от 02.08.2018 АС Ульяновской области
1) не выполнены требования о допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, а именно согласно земельно-правовых документов, вид разрешенного использования земельного участка: «для размещения двух торговых павильонов, без права возведения объектов, относимых законодательством РФ к недвижимому имуществу», 2) Отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства: объект выходит за границы зоны допустимого размещения объекта с юго-восточной стороны земельного участка. 3) Не выполнены требования к строительству объекта капитального строительства , установленные градостроительным планом земельного участка от 20.03.2017 № RU 73304000-305, а именно: не учтены сведения, изложенные в пункте 7. указанного Градостроительного плана земельного участка, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций. 30.11.2017 ИП Рогачев С.В. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением, согласно которому просил внести
Решение № А21-12421/19 от 18.12.2019 АС Калининградской области
округа. Суд признает необходимым заявленные обществом требования удовлетворить в порядке ч. 2 ст. 201 АПК РФ по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству объекта капитального строительства ), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче
Постановление № А72-7273/18 от 16.10.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
не выполнены требования о допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, а именно согласно земельно-правовых документов, вид разрешенного использования земельного участка: «для размещения двух торговых павильонов, без права возведения объектов, относимых законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу», 2) отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства: объект выходит за границы зоны допустимого размещения объекта с юго-восточной стороны земельного участка. 3) не выполнены требования к строительству объекта капитального строительства , установленные градостроительным планом земельного участка от 20 марта 2017 года № RU 73304000-305, а именно: не учтены сведения, изложенные в пункте 7 указанного Градостроительного плана земельного участка, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций. 30 ноября 2017 года ИП Рогачев С.В. обратился в Агентство государственного имущества и земельных
Постановление № А76-46194/20 от 02.06.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
удовлетворении заявленных требований отказано. Индивидуальному предпринимателю Градобоеву Дмитрию Сергеевичу, индивидуальному предпринимателю Чевеленкову Владиславу Борисовичу возвращено 2 700 (две тысячи семьсот) рублей излишне уплаченной при обращении в суд государственной пошлины. Не согласившись с вынесенным решением суда, предприниматели обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда первой инстанции отменить. Заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылаются на действующую редакцию Градостроительного Кодекса РФ, в соответствии с которой, требования к строительству объекта капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом, а в случаях, когда для размещения объекта требуется разработка проекта планировки и проекта межевания территории - такими проектом планировки и межевания. В настоящем случае, для размещения заявленного объекта капитального строительства, подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется. Указывает на то, что согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано что, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на
Решение № 2А-1021/18 от 17.08.2018 Новоуральского городского суда (Свердловская область)
использования территории, содержащейся в пункта 4 подраздела 5.1 раздела 5 градостроительного плана земельного участка, в пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения допускаются все работы, в том числе добыча песка, гравия, донноуглубительные работы, в пределах акватории зон санитарной охраны по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Таким образом, градостроительным планом земельного участка № Х были установлены требования к строительству объекта капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером Х, расположенным по адресу: Х, в виде согласования всех работ с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, о необходимости согласования всех работ с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Макеев А.А. был проинформирован Администрацией Новоуральского городского округа дополнительно еще перед подачей им заявления о выдаче разрешения на строительство, что подтверждается письмом № Х от Х года, которое было получено Макеевым А.А. вместе с градостроительным планом земельного участка
Решение № 2-692/18 от 10.07.2018 Куйбышевского районного суда (Новосибирская область)
настоящем судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 17). В соответствии с разрешением от ДД.ММ.ГГГГ Тырышкину Ю.В. на указанном земельном участке разрешено строительство индивидуального жилого дома, в соответствии с утвержденным планом застройки (л.д. 6-16). Из уведомления администрации г. Куйбышева Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тырышкину Ю.В. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома отказано в связи с несоответствием объекта капитального строительства требования к строительству объекта капитального строительства , установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и не соответствием объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении (л.д. 5). Согласно техническому заключению от июня 2018 года, строительные конструкции жилого дома находятся в удовлетворительном состоянии, обеспечивающем безопасную работу и несущую способность. Жилой дом соответствует нормам и правилам безопасной эксплуатации, требованиям пожарной безопасности, согласно СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Расположение земельного участка
Решение № 2А-521/18 от 23.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)
целью ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома для своей семьи. Административный истец обратился в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Однако, письмом №от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Ульяновска отказала в выдаче разрешения на строительство. Согласно письменному отказу администрации со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не выполнены требования к строительству объекта капитального строительства , установленные градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №, а именно: в разделе № 2.2. «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» указано, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ1 (зона сельскохозяйственных угодий). Вид использования «индивидуальное жилищное строительство» в основных и условно разрешенных видах разрешенного использования не поименован. Не учтены сведения, изложенные в пункте 5 указанного Градостроительного плана земельного участка, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска,
Решение № 2А-1022/18 от 15.08.2018 Новоуральского городского суда (Свердловская область)
использования территории, содержащейся в пункта 4 подраздела 5.1 раздела 5 градостроительного плана земельного участка, в пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения допускаются все работы, в том числе добыча песка, гравия, донноуглубительные работы, в пределах акватории зон санитарной охраны по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. Таким образом, градостроительным планом земельного участка № Х были установлены требования к строительству объекта капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером Х, расположенным по адресу: Х, в виде согласования всех работ с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, о необходимости согласования всех работ с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сергеева Т.Б. была проинформирована Администрацией Новоуральского городского округа дополнительно еще перед подачей ею заявления о выдаче разрешения на строительство, что подтверждается письмом № Х от Х года, которое было получено Сергеевой Т.Б. вместе с градостроительным планом земельного участка
Решение № 2-2188/19 от 08.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)
с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Кочнева О.Г., целевое назначение: под индивидуальное жилищное строительство. 12.07.2018 Кочнев О.Г. обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома блокированного типа по данному адресу. Письмом от 24.07.2018 в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация города Ульяновска отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство объекта по вышеуказанному адресу по тем основаниям, что не были выполнены требования к строительству объекта капитального строительства , установленные градостроительным планом земельного участка от 23.05.2018 № RU 73304000-871, а именно: в разделе № 2.2. «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» указано, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок расположен в территориальной зоне ЗРЗ Р-2, где в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков жилые дома блокированного типа не поименованы. В соответствии