суда от 23 апреля 2019 г. N 3а-122/2019, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 4-АПА19-22, дела арбитражного суда NN А41-32088/2019, А41-45744/2019, А41-47384/2019, А41-48134/2019, А41-53851/2019), поскольку они содержат обязательное требование наличия аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в транспортных средствах категории М2 (М3), используемых для перевозки пассажиров в коммерческих целях, вне зависимости от правил оснащения транспортных средств системами аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 153 "Об утверждении Правил оснащения транспортныхсредств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозкиопасныхгрузов , аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", введение в действие которых приостановлено до 31 мая 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 877. В суде представитель административного истца П. поддержал заявленные требования. Правительство Российской Федерации поручило представлять
итогам внеплановой документарной проверки. Решением суда от 30.07.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным, Предприниматель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель отмечает, что действующее законодательство не предусматривает оснащение легковых такси аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в обоснование чего ссылается на пункт 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ), в котором приведен исчерпывающий перечень требований к легковому такси. При этом ИП ФИО1 указывает на то, что названный Закон обладает большей юридической силой по сравнению с Порядком оснащения транспортныхсредств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасныхгрузов , аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденным приказом Министерства транспорта
порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Согласно приложению № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» тахографами оснащаются, в частности, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» предусмотрено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортныесредства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасныхгрузов , транспортирования твердых коммунальных отходов (подпункт «г» пункта 1); виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 1 данного Постановления и
законом ценностям (часть 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ). Из материалов дела следует, что оспариваемым предостережением обществу объявлено о недопустимости нарушения обязательных требований пункта 3 Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 № 2216 (далее – Правила № 2216) и предложено принять меры по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS (пункт 1); обеспечить передачу данных в соответствии с Правилами№ 2216 (пункт 2). Названные Правила устанавливают порядок оснащения транспортныхсредств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее – технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозкиопасныхгрузов , аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов (пункт 1).
по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» определяет требования к безопасности объектов технического регулирования, где сказано, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортныхсредств должна обеспечить возможность оснащения указанной аппаратурой. Порядок оснащения указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасныхгрузов , подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – приказ № 20), который разработан во исполнении п. 8 Технического регламента. Приказ № 20 определяет порядок
285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов" (пункт 3 Требований). В обоснование нарушения прав оспариваемым постановлением и применения к нему положений оспариваемого нормативно - правового акта административный истец ссылается на постановления Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, которыми он был привлечен к административной ответственности за неисполнение требования обеспечить передачу мониторинговой информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок в региональную навигационно-информационную систему Московской области в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта РФ от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортныхсредств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасныхгрузов ». Основанием признания
на создание навигационно-информационной системы, последняя вправе установить требование к перевозчикам о передаче мониторинговой информации о движении транспортных средств в РНИС в порядке оказания услуг, установленных Постановлением МО №979/52 и Распоряжением МТДИ №38-р и положениями Соглашений, заключенных перевозчиками с Оператором РНИС. Как верно указал суд первой инстанции, вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный акт не возлагает на него обязанность оснастить транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Обязанность оснащения транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и багажа, возложена на собственника транспортных средств нормами федерального законодательства, что следует из постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2010 года № 55, от 7 октября 2020 года № 413 «Об утверждении видов автомобильных транспортныхсредств, используемых для перевозки пассажиров, опасныхгрузов , транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению