ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 января 2016 г. N 10 В соответствии с письмом ЦС Профсоюза от 28 декабря 2015 г. N 568 направляем Комментарий к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 г., утвержденным решением Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2014 г. (протокол N 12), для использования его в практической работе профсоюзных организаций при решении вопросов, связанных с совершенствованием систем оплаты труда работников сферы образования . Просим довести указанный Комментарий до сведения территориальных и первичных профсоюзных организаций вузов. Заместитель Председателя Т.В.КУПРИЯНОВА Приложение КОММЕНТАРИЙ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ К ЕДИНЫМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 2016 Г. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса
образования с профсоюзами и работодателями, ведущими деятельность на территории муниципалитета, которые предусматривают установление минимального уровня заработной платы на территории муниципального образования Администрация муниципального образования/объединение профсоюзов/объединение работодателей 1 месяц 1.2. Проведение регулярного мониторинга исполнения заключенных соглашений с обязательным рассмотрением результатов мониторинга на совещаниях Администрация муниципального образования/объединение профсоюзов/объединение работодателей ежеквартально 1.3. Размещение информации о трехсторонних соглашениях и ходе их реализации в средствах массовой информации и в открытом доступе на сайте муниципального образования Администрация муниципального образования ежемесячно 2. Легализация доходов, подлежащих уплате в местный бюджет 2.1. Организация деятельности межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости 2.1.1. Организация при главе муниципального образования межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости с включением в ее состав представителей от налоговой инспекции, Пенсионного фонда Российской Федерации, правоохранительных органов Межведомственная комиссия/Администрация муниципального образования/Налоговые органы/территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации/территориальные органы МВД 3 месяца 2.1.2. Формирование плана работы комиссии с учетом необходимости проведения заседаний не реже одного раза в квартал Межведомственная
соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. 3. Настоящие рекомендации учитываются трехстороннимикомиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях , при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2022 году. II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда 4. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих принципов: а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории Российской Федерации; б)
соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. 3. Настоящие рекомендации учитываются трехстороннимикомиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях , при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2017 году. II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда 4. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих принципов: а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации; б)
охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Частью первой статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда и проверки знаний). В силу пункта 2.3.2 указанного порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающие организации),
труда. В силу ч. 1 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением от 13.01.2003 № 1/29 Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации (далее - Порядок), обучение руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда,
комиссии оформляются протоколами. Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссией по вопросам миграции от 04.07.2013 Комиссией рассмотрен вопрос о потребности в привлечении иностранных работников и размера утверждения на 2014 год квот. На заседании принято решение в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, учитывая ситуацию на рынке труда, заключения исполнительных органов государственной власти Иркутской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, трехстороннейкомиссии по урегулированию социально-трудовых споров Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвердить объем привлечения иностранных работников в Иркутской области на 2014 год в количестве 22,2 тысяч человек, в том числе в разрезе отраслевой экономики строительство – 13,2 тысяч человек. Судом первой инстанции установлено и следует из представленного в материалы дела Приложения № 2 к протоколу № 2 заседания межведомственной комиссии по вопросам миграции от 04.07.2013 и уведомления от 12.07.2013 № 74-37-4497, что заявка ЗАО «СибЭнергоРемСтрой» отклонена в
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В силу ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Согласно п. 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования , Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций, независимо от срока проведения предыдущей проверки, проводится, в том числе после происшедших аварий и несчастных
в соответствии с ТК РФ, законом Вологодской области от 29.11.1996г. № 120-03 «О социальном партнерстве в Вологодской области» утверждено Положение о городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов сторон социального партнерства. Согласно указанному Положению, трехсторонняя комиссия состоит из представителей городских общественных объединений профессиональных союзов и иных профсоюзных организаций, городских объединений работодателей, мэрии города. В состав трехстороннейкомиссии от Череповецкого городского объединения профсоюзов «< >» входит и Череповецкая городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ в лице председателя Т.. В соответствии с разделом 3 Положения о трехсторонней комиссии, основными задачами комиссии являются: ведение коллективных переговоров и подготовка проекта городского соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также проектов иных соглашений, заключаемых на городском уровне между городскими общественными объединениями профессиональных союзов и иными профсоюзными организациями, городскими объединениями работодателей и мэрии города, заключение
предусмотренные проектами нормы об установлении систем оплаты труда с учетом мнения профсоюзного органа ограничивают права работников по сравнению с положением, предусмотренным региональным соглашением по учреждениям образования Иркутской области на 2011 – 2014 годы, согласно которому должно быть обеспечено участие выборного органа первичной профсоюзной организации путем согласования, а не путем учета мнения, по вопросам принятия работодателями локальных актов, устанавливающих системы оплаты труда. При наличии такого отрицательного мнения решение трехстороннейкомиссии по проектам муниципальных правовых актов принято не было. Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» упростила процедуру согласования, проигнорировала трехстороннюю комиссию, которая не выработала единое мнение относительно нормативных правовых актов. Заявитель полагал, что оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты с нарушением статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, без учета мнения стороны профсоюзов трехсторонней городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Решением Саянского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе заявитель
был руководствоваться нормами, имеющими большую юридическую силу, а именно нормами статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой отсутствуют ограничения по представительству в отношении профсоюзных организаций. Кроме того, у части профсоюзных организаций, вошедших от Череповецкого городского объединения профсоюзов «Профцентр» в городскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, отсутствует регистрация в качестве юридических лиц, что противоречит Уставу данного объединения профсоюзов. С учетом этого полагал, что Соколова Н.В., заявленная в составе трехстороннейкомиссии как «председатель Череповецкой городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации», находится в составе трехсторонней комиссии незаконно и не может представлять в ней отрасль «образование». Указанное обстоятельство также создает препятствия в реализации законных прав Профсоюза. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе Профсоюз работников образования города Череповца Вологодской области, ссылаясь на прежние доводы и не соглашаясь с выводами суда, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Дополнительно указывает,