ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Участие в выборах органов государственной власти - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Вячеслава Константиновича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Новгородской области "О выборах Губернатора Новгородской области"
реализации гражданами права на участие в соответствующих выборах в качестве кандидатов иным способом - посредством выдвижения кандидатов политическими партиями как из числа своих членов, так и из числа лиц, не являющихся членами этой или иной политической партии. Конституционный Суд Российской Федерации учитывает также ранее выраженную им правовую позицию, согласно которой право принимать участие в прямых выборах указанного должностного лица и быть избранным на эту должность не является необходимым элементом ни конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, ни иных конституционных прав; оно устанавливается федеральным законодателем в рамках регулирования порядка формирования органов государственной власти в качестве составной части конституционно-правового института организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и, следовательно, производно от организации государственной власти в субъекте Российской Федерации и предопределяется порядком замещения указанной должности, который устанавливался федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации; следовательно, возможно законодательное установление различных способов замещения должности высшего должностного лица
Указ Президента РФ от 01.12.1993 N 2069 "О присвоении почетного звания "Заслуженный учитель школы Российской Федерации" работникам образования Вологодской области"
смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах. 18 Постановление от 14 мая 2013 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко Признать пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены изменения, устанавливающие новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - путем его избрания населением на прямых выборах. Группа депутатов Государственной Думы просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации ряд положений названных федеральных законов, которыми определяются порядок и условия выдвижения и регистрации кандидатов на соответствующую должность, а именно: абзацы восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый и шестнадцатый пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пункты 17 - 20 статьи 37 и подпункт "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 N 33-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова"
18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 3 и пункта 4 части 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", на основании которых зарегистрированному кандидату в депутаты Государственной Думы, включенному в допущенный к распределению депутатских мандатов федеральный список кандидатов, получившему депутатский мандат и впоследствии добровольно прекратившему свои депутатские полномочия, предоставляется право вновь участвовать в замещении (получении) депутатского мандата, ставшего вакантным в связи с досрочным прекращением депутатских полномочий другим депутатом Государственной Думы, включенным в тот же федеральный список кандидатов. 2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные
Статья 9.
открепительных удостоверений, используемых при проведении выборов, референдума, а также требования, предъявляемые к передаче открепительных удостоверений вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы, референдум комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности."; 58) в статье 63: а) пункт 1 изложить в следующей редакции: "1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень."; б) в пункте 2 слова "и являются документами строгой отчетности" исключить, слова "на 3 процента" заменить словами "на 1,5 процента"; в) пункт 3 изложить в следующей редакции: "3. На выборах в федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования,
Апелляционное определение № 49-АПА19-23 от 23.07.2019 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным. В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября
Апелляционное определение № АПЛ19-323 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ
региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Минюстом России было установлено, что Партия в течение семи лет подряд участия в выборах не принимала, что и послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым требованием. Как следует из материалов дела, согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партии на выборах всех уровней в период с 23 мая 2012 г. по 23 мая 2019 г., предоставленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 24 мая 2019 г.( № 06-05/2478) на основе сведений, содержащихся в ГАС «Выборы», Партия за указанный период: - не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; - не участвовала в выборах Президента Российской Федерации; - выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в 1 субъекте Российской Федерации (Московская область), что составляет менее 10 процентов субъектов Российской Федерации; -
Апелляционное определение № 49-АПА19-27 от 30.07.2019 Верховного Суда РФ
выводу об отсутствии оснований для признания части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах недействующей. Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Согласно абзацам восьмому, девятому и одиннадцатому пункта 3 статьи 18
Определение № А62-6693/14 от 06.07.2015 АС Смоленской области
64278,4417 руб. В обоснование требований Смоленское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" указало, что они являются некоммерческой организацией и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; ежемесячное финансирование деятельности осуществляется Центральным исполнительным комитетом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в размере 612963 руб. в месяц; 13.09.2015 в Смоленской области состоится белее 300 избирательных компаний, что повлечет большие финансовые затраты на проведение, так как одной из основных целей деятельности является участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. ТУ Росимущества в Смоленской области возражало в удовлетворении заявленного ходатайства, так как исходя из ежемесячного финансирования и расходов на аренду, отсрочка или рассрочка платежа не позволит сэкономить денежные средства для оплаты долга; до настоящего времени задолженность не оплачивается. Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд пришел к следующему выводу. Представитель Смоленского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в обоснование доводов о
Постановление № А56-54795/13 от 18.06.2014 АС Северо-Западного округа
участие в закупках, которым установлено ограничение выбора банков, выдающих банковские гарантии, что приводит или может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, а следовательно – к ограничению конкуренции. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Правительства СПб просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на изложенные в отзыве доводы. Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 52 АПК РФ суд кассационной инстанции уведомил прокуратуру города Санкт-Петербурга о принятии кассационной жалобы УФАС к производству. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, постановлением Правительства СПб от 20.10.2010 было утверждено вышеупомянутое Положение № 1435, которое устанавливает порядок организации деятельности исполнительных органов государственной власти
Решение № А45-1716/2022 от 19.05.2022 АС Новосибирской области
5 статьи 10 ГК РФ. При этом участники собраний собственников должны добросовестно и разумно реализовывать свое право на участие в собрании, воспользовавшись правом выбора по поставленным перед собранием вопросам. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 48 ЖК РФ, при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (подпункт 2 пункта 5.1 статьи 48 ЖК РФ). В силу пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. К основаниям возникновения права собственности законодатель относит: акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством; гражданско-правовые договоры и иные сделки в
Решение № А63-6445/2021 от 28.10.2021 АС Ставропольского края
<...> «а» (лот № 1) № 2 от 30.08.2021, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся. Следовательно, обязанность органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ, исполняется. В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным
Постановление № 5-1062/18 от 09.09.2018 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)
от (дата) (№) в котором указано, что 09 сентября 2018 года на территории Хабаровского края состоится единый день голосования. Действия участников заявленного публичного мероприятия способствуют созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования. Проведение агитационного мероприятия создает препятствие для объективного и свободного волеизъявления избирателей в единый день голосования, что нарушает конституционные права граждан на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов в этот день будут обеспечивать безопасность участников заявленного публичного мероприятия. В связи с чем проведение публичного мероприятия не согласовано. Учитывая изложенное, суду приходит к выводы, что ФИО1 не является организатором публичного мероприятия по смыслу ст.ст. 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, в связи с чем не может быть признан субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ. Судом
Постановление № 5-1287/18 от 26.11.2018 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)
сентября 2018 года на территории Хабаровского края состоится единый день голосования. Действия участников заявленного публичного мероприятия в форме митинга и шествия, планируемого к проведению 09 сентября 2018 года в 14 часов на набережной реки Амур около памятника Первостроителям, способствуют созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата. Проведение агитационного мероприятия создает препятствие для объективного и свободного волеизъявления избирателей в единый день голосования, что нарушает конституционные права граждан на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов в этот день будут обеспечивать соблюдение правопорядка на избирательных участках и не смогут безопасность участников заявленного публичного мероприятия. В связи с чем, проведение данного публичного мероприятия не согласовано; - уведомлением, поданным в Администрацию Центрального округа г.Комсомльска-на-Амуре Н, Р и ФИО2 от 27 августа 2018 года о проведении публичного мероприятия – шествия и митинга 09 сентября 2018 года с 14 часов 00 минут до 16