ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Участники национальной платежной системы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Банка России от 15.07.2021 N ОД-1488 "О введении в действие Политики управления платежной системой Банка России и об отмене приказа Банка России от 31 июля 2017 года N ОД-2161"
непрерывностью функционирования ПС БР; оценка соответствия Правил ПС БР требованиям и потребностям участников ПС БР, клиентов Банка России, не являющихся участниками ПС БР (далее при совместном упоминании - участники), и заинтересованных лиц, а также раскрытие информации. Настоящая Политика управления ПС БР разработана на основании Федерального закона "О национальной платежной системе", Правил ПС БР, Политики управления рисками Банка России <1>, международных стандартов, в том числе положений документа Комитета по платежным и расчетным системам <2> и Международной организации комиссий по ценным бумагам "Принципы для инфраструктур финансового рынка". -------------------------------- <1> http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36486/policy.pdf. <2> С сентября 2014 года - Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам. 1.2. В целях настоящей Политики управления ПС БР используются следующие основные термины и определения: управление ПС БР - скоординированная деятельность субъектов системы управления ПС БР, направленная на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования ПС БР; система управления ПС БР - система, включающая субъекты системы управления ПС БР; взаимосвязи между ними; правила
Положение Банка России от 18.12.2019 N 705-П "О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, а также операторами иностранных платежных систем требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2020 N 57280)
системы, об исключении сведений об операторе платежной системы из реестра операторов платежных систем и об операторе иностранной платежной системы из реестра операторов иностранных платежных систем принимают следующие должностные лица Банка России. 3.2.1. О направлении поднадзорной организации информации, рекомендаций, предусмотренных частью 1 статьи 34 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ, в случаях, если допущенные нарушения непосредственно не влияют на БФПС, а также не влияют на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам: директор Департамента национальной платежной системы , заместитель директора Департамента национальной платежной системы - за нарушения требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего подпункта; директор Департамента обработки отчетности, заместитель директора Департамента обработки отчетности, начальник и заместитель начальника Центра по обработке отчетности в Отделении по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации
Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"
обмена активами. К другим существенным принципам относятся правовая основа, управление, правила и процедуры, относящиеся к невыполнению обязательств участниками, общий коммерческий риск, депозитарный и инвестиционный риски и операционный риск. Неприменение всех этих принципов в комплексе может привести к ненадежному общему управлению риском ИФР. <19> Например, роли управления и прозрачности при управлении риском и проведении последовательной политики посвящены соответственно Принципы 2 и 23. Вследствие общего значения и существенности управления и прозрачности ссылки на них содержатся в нескольких других принципах. Общая применимость принципов 1.20. В широком смысле принципы, изложенные в настоящем докладе, предназначены для применения ко всем системно значимым платежным системам, ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР. ИФР, которые национальные органы считают системно значимыми, должны соблюдать эти принципы. При наличии установленных законом определений системной значимости они могут отчасти варьироваться в различных юрисдикциях, но в целом платежная система является системно значимой, если она может провоцировать или распространять системные сбои; к таким системам относятся, в частности,
Определение № 308-ЭС20-8515 от 06.10.2022 Верховного Суда РФ
1 статьи 16.1 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", пункты 2, 4 статьи 189.91 Закона о банкротстве). Законом установлены ограничения на распоряжение имуществом должника-банкрота, переданное им эскроу-агенту по договору условного депонирования (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве). Не включаются в конкурсную массу денежные средства, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, в случае признания оператора платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента, участника платежной системы банкротом (пункт 8 статьи 30 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе "). Подлежат исключению из конкурсной массы должника (юридического лица), осуществляющего деятельность платежного агрегатора в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", оговоренные в Законе денежные средства на специальном банковском счете платежного агрегатора (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве). Денежные средства, внесенные на депозитный счет нотариуса в кредитной организации, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, исключаются и конкурсной массы этой
Решение № А64-225/13 от 13.06.2013 АС Тамбовской области
Продуктовые границы товарного рынка согласно пункта 6 Правил установления доминирующего положения кредитной организации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 409) определяются путем определения именно вида банковской услуги, а не ее приобретателей. Довод Банка о наличии взаимозаменяемых услуг банковской услуге по открытию счета судом отклоняется. В соответствии с Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» переводы денежных средств без открытия банковского счета вправе производить не только кредитные организации, но и иные участники национальной платежной системы . Однако, согласно нормам части 3 статьи 5 Закона № 161-ФЗ перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств, либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств. В соответствии с договором банковского вклада для отражения суммы вклада необходимо открыть банковский счет, следовательно получатель денежных средств должен для
Постановление № А33-15133/2021 от 31.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
Компанией не представлены доказательства перечисления спорных сумм денежных средств в пользу НКО или на открытые в НКО банковские счета, принадлежащие Компании, либо доказательства, подтверждающие выплату за НКО сумм переводов получателям денежных средств. Компанией не представлены и доказательства размера требований к НКО: отсутствуют какие-либо документы, согласованные сторонами с момента заключения Договора и до даты отзыва банковской лицензии, которые определенно подтверждают размер задолженности НКО. На балансовых счетах 30232 отражаются обязательства НКО по принятым переводам перед участниками национальной платежной системы , а не перед Компанией (так как Компания, как указано ранее, не является участником национальной платежной системы). Завяленный в апелляционной жалобе повторно довод о наличии задолженности НКО перед Компанией «Кэщдей» отклоняется судом апелляционной инстанции, как несостоятельный. Пункт 5.2.4 договора от 07.07.2020 № 1582-107-П об осуществлении расчетов с использованием программно-аппаратных комплексов сторон, предусматривающей оставление Компанией за собой денежных средств физических лиц (остатка, образовавшегося вследствие незавершенных переводов), ничтожен. Из договора и материалов дела не усматривается
Постановление № 18АП-16857/2021 от 24.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Следовательно, организации федеральной почтовой связи, к которым относится АО «Почта России» является участником национальной платежной системы в случае оказания платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь, под платежными услугами в силу пункта 17 статьи 3 Закона № 161-ФЗ понимаются услуги по переводу денежных средств, услуги почтового перевода и услуга по приему платежей. Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика (пункт 12 статьи 3 Закона № 161-ФЗ). Таким образом, услуга
Решение № А33-36957/20 от 19.05.2021 АС Красноярского края
"Электронный кошелек. Карта школьника". Закон о платежной системе устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. При этом, исходя из предмета регулирования, установленного в статье 1 Закона о национальной платежной системе, субъектный состав участников национальной платежной системы , установлен определенные требования к таким участникам, установлены правила оказания платежных услуг. Одним из участников национальной платежной системы является оператор по переводу денежных средств (оператор электронных денежных средств). Термины "оператор по переводу денежных средств" и "оператор электронных денежных средств" раскрываются в статье 3 указанного закона, а требования к их деятельности определяются в соответствующих статьях главы 3 Закона о платежной системе. Именно таким субъектом является ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр». В рамках взаимоотношений
Постановление № 44-Г-33/19 от 05.06.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)
ФИО5 был осуществлен ряд денежных переводов по международной платежной системе денежных переводов «Юнистрим» в размере от 12500 руб. до 605000 руб., в общей сумме 4787500 руб. Целями таких действий истец указал «аккумулировать денежные средства и приобрести жилье». 01.12.2017 в 11-03 ФИО2 обратился в кредитно-кассовый офис в г. Смоленске «На Николаева» АО КБ «Юнистрим», где выдал письменное поручение (заявление) на отправку перевода без открытия банковского счета по международной платежной системе денежных переводов «Юнистрим», являющейся участником национальной платежной системы , в размере 600000 руб., с контрольным номером денежного перевода № №, на имя получателя ФИО4, указав статус получателя «резидент», место исполнения Россия (г. Смоленск), уплачена стоимость услуги по переводу в размере 1500 руб. 01.12.2017 в 11-07 ФИО2 в кредитно-кассовом офисе в г. Смоленске «На Николаева» АО КБ «Юнистрим» выдано поручение на отправку на тех же условии денежного перевода в размере 600000 руб. с контрольным номером денежного перевода № №, на имя получателя
Решение № 2-122/2017 от 27.04.2017 Нижнетуринского городского суда (Свердловская область)
до потребителя не доведена в полном объеме информация о банковской услуге. Из материалов дела следует, что истец ФИО3 13 ноября 2013 года путем выдачи письменного поручения ООО "НКО "Вестерн Юнион ДП Восток" на осуществление переводов денежных средств, обратилась в операционный офис ПАО «СКБ-Банк» в г. Нижняя Тура с целью осуществления переводов денежных средств в размере ... долларов США на имя получателя: ФИО2, страна получателя Великобритания город Лондон, через платежную систему "Вестерн Юнион", являющуюся участником национальной платежной системы , оплатив услугу по переводу в размере ... доллар США. Как следует из материалов дела и материалов уголовного дела, что 14.11.2013 года в стране получателя Великобритания, получатель с именем ФИО2, предъявив контрольный номер денежного перевода, получила переведенные истицей денежные средства ... долларов США. Как следует из материалов гражданского дела №, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион Восток ДП» о защите прав потребителя, указав на нарушение
Решение № 2-2154/19 от 11.09.2019 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)
с банком. Распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица может быть составлено в виде заявления (глава 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). Как следует из материалов дела, 01.12.2017 в 11-03 ФИО1 в кредитно-кассовом офисе г.Смоленск «На Николаева» АО КБ «Юнистрим» выдал письменное поручение (заявление) на отправку перевода без открытия банковского счета по международной платежной системе денежных переводов «Юнистрим», являющейся участником национальной платежной системы , в размере 600 000 руб., с контрольным номером денежного перевода №, на имя получателя Б., указав статус получателя «резидент», место исполнения Россия (г.Смоленск), оплатив стоимость услуги (т.1 л.д. 8). 01.12.2017 в 11-07 ФИО1 в кредитно-кассовом офисе г.Смоленск «На Николаева» АО КБ «Юнистрим» выдал письменное поручение (заявление) на отправку перевода без открытия банковского счета по международной платежной системе денежных переводов «Юнистрим», являющейся участником национальной платежной системы, в размере 600 000 руб., с контрольным
Решение № 2-4788/2021 от 28.02.2022 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
статьи 11 Закона N 161-ФЗ). АО "Почта России" ни к одной из указанных категорий юридических лиц не относится, в связи с чем не может оказывать платежные услуги по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Иное представителем истца не доказано. На предложение суда представить заключенный между АО "МегаФон Ритейл" и АО "Почта России" договор, на который представитель ссылалась в ходе своего выступления, истец документ не представил. Отнесение АО "Почта России" к участникам национальной платежной системы не исключало право истца воспользоваться иными способами исполнения обязательства, возложенного судебным решением, во избежание возникших последствий. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: отказать в удовлетворении исковых требований акционерного общества «Мегафон Ритейл» о взыскании с ФИО3 убытков в размере 289 254,89 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 093 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный