ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уголовно процессуальные меры безопасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 N 10-П "По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка N 43 города Кургана"
принятия соответствующего решения не установлена, что не обеспечивает лицу, совершившему запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, возможность лечения в необходимых условиях и в течение неопределенного времени подвергает как само это лицо, так и потерпевших, а также иных лиц новым, дополнительным рискам. При этом суд, разрешающий уголовное дело о применении принудительных мер медицинского характера по существу, придя к выводу об общественной опасности лица, т.е. о наличии уголовно-правового основания для его изоляции от общества, лишен полномочия применить во исполнение задач уголовного и уголовно-процессуального регулирования принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, совершивших в состоянии невменяемости запрещенные уголовным законом деяния, в целях их излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых запрещенных уголовным законом деяний. Таким образом, положения частей второй и четвертой статьи 443 УПК Российской Федерации, расширяя границы уголовно-правового бездействия относительно возможности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, уже совершившим в состоянии невменяемости деяния, предусмотренные статьями
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2010 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобами граждан Д.Р. Барановского, Ю.Н. Волохонского и И.В. Плотникова"
о гражданских и политических правах (подпункт "b" пункта 3 статьи 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подпункты "b", "c" пункта 3 статьи 6), а также конкретизирующих их норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть первая статьи 16, пункт 11 части первой статьи 53 и пункт 1 части третьей статьи 86), существенными и неотъемлемыми элементами права на помощь адвоката (защитника). 4. Целевое назначение регулирования отношений, возникающих по поводу цензуры корреспонденции обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, как следует из статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе частью первой его статьи 97 "Основания для избрания меры пресечения" и статьей 108 "Заключение под стражу", - предотвращение преступлений, разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, передачи сведений, могущих помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью,
"Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму" (утв. Генпрокуратурой России 24.08.2021)
свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации; по поручению руководства управления обеспечивают реализацию полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; проводят проверки исполнения законов при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности подразделениями центрального аппарата ФСБ России, а также МВД России и ФСИН России в сфере противодействия экстремизму и терроризму, по их результатам готовят проекты актов прокурорского реагирования; проверяют законность и обоснованность принятых процессуальных решений по уголовным делам и материалам проверок, поступившим из нижестоящих прокуратур, готовят проекты писем нижестоящим прокурорам по фактам выявленных нарушений федерального законодательства; составляют письменные заключения о законности и обоснованности ходатайств следователей Следственного управления ФСБ России об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста, других ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, принимают
Решение № АКПИ19-117 от 23.04.2019 Верховного Суда РФ
Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Согласно части первой статьи 16 названного закона (в редакции, действовавшей на день издания Правил) в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Оспариваемые правила утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при реализации полномочий,
Решение № А56-5757/14 от 04.07.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
а также причинно-следственную связь. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации имущественный вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования или в результате незаконного применения мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 133, 134 и 135). Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. По смыслу данного конституционного положения во взаимосвязи с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
Решение № А53-18202/11 от 08.11.2011 АС Ростовской области
органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование уголовно-судебной и уголовно-исполнительной политики в плане рационального применения мер процессуального принуждения, соединения наказания с мерами социализации осужденного; разработка принципов воспитательной, образовательной и трудовой деятельности в новых условиях; укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ); повышение эффективности содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, развитие альтернативных мер уголовно-процессуального пресечения; изменение идеологии и направленности применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы в сторону более углубленной социализации личности и подготовки к освобождению. В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных выделены следующие направления: совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами; обеспечение продовольственной безопасности и независимости УИС от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности подразделений УИС основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное
Постановление № А43-13779/2021 от 01.03.2022 АС Волго-Вятского округа
суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов. Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным кодексом. При рассмотрении настоящего дела суды учли, что оспариваемый ненормативный акт не относится к категории актов, вытекающих из административных правоотношений, поскольку обусловлен совершением уголовно наказуемого деяния, и вынесен должностным лицом, права и обязанности которого регламентированы положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность применения в случае неисполнения содержащихся в представлении требований мер административного воздействия не влияет на характер рассматриваемого акта, а является лишь мерой воздействия, обеспечивающей обязательность его исполнения. Приняв во внимание, что суд общей юрисдикции отказал Обществу в рассмотрении жалобы по существу (представление не подлежит обжалованию в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), а заявитель не может быть лишен права на судебную защиту, суд первой инстанции правомерно принял к рассмотрению заявление
Постановление № 01АП-7986/2021 от 22.11.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление не противоречит требованиям законодательства, ООО "Амиго" не доказаны обстоятельства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов. Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что оспариваемый ненормативный акт не относится к категории вытекающих из административных правоотношений, поскольку обусловлен совершением уголовно наказуемого деяния, и вынесен должностным лицом, права и обязанности которого регламентированы положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность применения в случае неисполнения содержащихся в представлении требований мер административного воздействия не влияет на характер рассматриваемого акта, а является лишь мерой воздействия обеспечивающей обязательность его исполнения. Однако, как усматривается из материалов дела, заявитель обжаловал оспариваемое в настоящем деле представление в суд общей юрисдикции в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции верно отметил, что из-за отказа в рассмотрении дела судом общей юрисдикции, заявитель не может быть лишен
Решение № 2-1877/20 от 14.10.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)
комитета РФ по РК Даваева Т.В. о разрешении производства контроля и записи телефонных переговоров потерпевшего Эрднеева Б.Н. отказано. Апелляционная жалоба заявителя Эрднеева Б.Н. удовлетворена. В соответствии с ч.2 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну телефонных переговоров. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения и исключительно в пределах и на условиях, определенных законодательством. Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ в отношении потерпевшего по уголовным делам могут применяться уголовно-процессуальные меры безопасности - сохранение в тайне данных о личности потерпевшего (ч. 9 ст. 166 УПК РФ), контроль и запись переговоров потерпевшего (ч. 2 ст. 186 УПК РФ) Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ основанием применения уголовно-процессуальных мер безопасности является наличие достаточных данных о том, что потерпевшему угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными деяниями. Исходя из положений ч. 3 ст. 11 УПК РФ меры безопасности применяются к потерпевшему лишь