ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уровень риска клиента - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А60-29241/18 от 15.01.2020 АС Уральского округа
контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента. В соответствии с Положением Банка России от 15.10.2015 № 499-П (ред. от 20.07.2016) «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитная организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень ( уровень) риска клиента в соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 года № 23744, 27 января 2004 года № 31125, 6 марта 2004 года № 31531, 24 июля 2014 года № 33249, 10 апреля 2015 года № 36828 («Вестник Банка России» от 18
Постановление № А50-14781/2021 от 22.03.2022 АС Уральского округа
в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». В указанном пункте содержится только порядок документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК; в нарушение пункта 4.4 Положения № 445-П в ПВК, в том числе, в Программе управления риском (раздел 4, пункт 4.9), отсутствует перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена высокая степень ( уровень) риска клиента ; пункт 4.9 ПВК имеет название «Указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию а также перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента, и услуг КПК, риск использования которых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается КПК как повышенный». При этом в указанном
Решение № 2-41/2018Г от 01.06.2018 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))
имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах. Учитывая наличие критериев для признания операций клиента подозрительными, ДД.ММ.ГГГГ г. Банк принял решение о запросе у клиента разъясняющей информации в отношении проводимых операций и запросил документы, подтверждающие источники поступления/происхождения вышеуказанных денежных средств. В связи с тем, что Клиент не представил запрошенную информацию, банк принял решение признать операции клиента подозрительными, установить степень ( уровень) риска клиента до уровня «Повышенный» и приостановить оказание услуг дистанционного банковского обслуживания по всем счетам (включая банковские карты), внести информацию о клиенте в ФП СТОП-ЛИСТ. Доводы Истца о том, что в указанной ситуации Банк действовал незаконно, являются не обоснованными, т.к. исходя из вышеизложенного, Банк не проводил блокирование счета № .......... (Master Card Standart), а лишь приостановил оказание услуг дистанционного банковского обслуживания (включая банковские карты). Приложенные Банком выписки по счетам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. также подтверждают,
Решение № 2-379/18 от 21.08.2018 Дальнегорского районного суда (Приморский край)
принятия решения Уполномоченным сотрудником по ПОД/ФТ, сведений в уполномоченный орган в соответствии с Программой 5, в случае классификации операций, совершаемых Клиентом, как подозрительных - ограничение предоставления банковских продуктов/услуг, приостановление оказание услуги по дистанционному банковскому обслуживанию. Согласно Заключению уполномоченного сотрудника по ПОД/ФТ приняты следующие решения: операции по счету Истца (счет №), а именно по зачислению денежных средств от <...> признать подозрительными; направить сообщения в ФСФМ (Росфинмониторинг) об операциях по коду 6001; установить степень ( уровень) риска клиента до уровня «Повышенный»; приостановить оказание услуг дистанционного банковского обслуживания, включая банковские карты. В связи с принятием по операциям Истца вышеуказанных решений Банком в уполномоченный орган <дата>, <дата> были направлены ОЭС. По результатам контроля ОЭС Банком получены ИЭС о при принятии уполномоченным органом направленных сведений (подтверждается копиями ОЭС, ИЭС). <дата> Истцом в Банк было подано заявление с требованием разблокировать услугу «Сбербанк Онлайн» для проведения операций по банковской карте. <дата> Клиенту был предоставлен ответ №,
Решение № 12-825/2021 от 03.08.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». При этом в указанном пункте содержится только порядок документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК. 3. В нарушение пункта 4.4 Положения №-П в ПВК, в том числе в Программе управления риском (раздел 4, пункт 4.9), отсутствует перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена высокая степень ( уровень) риска клиента . Пункт 4.9 ПВК называется «Указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию а также перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента, и услуг КПК, риск использования которых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается КПК как повышенный». При этом в указанном пункте