ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установка коллективных общедомовых приборов учета потребления ресурсов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) утепление и ремонт фасада; 6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов , необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундамента многоквартирного дома. 2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232) (см. текст в предыдущей редакции) ж) при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. (пп. "ж" введен
Определение № А62-6162/20 от 17.03.2022 Верховного Суда РФ
31.08.2016 № 2, Компания с 10.10.2016 является управляющей организацией, с которой заключен договор на управление и содержание общего имущества собственников помещений МКД. Дом включен в Региональную программу капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 (далее – Региональная программа). В соответствии с данным постановлением в 2017-2019 года в МКД должны быть проведены следующие работы: ремонт крыши; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов , необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Между Фондом и Обществом 25.04.2017 заключен договор № 75/ЭА26а-2017/1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из рулонных материалов в вышеуказанном доме. Данные работы были выполнены и приняты по акту от 02.08.2017 в полном объеме. Однако, в процессе эксплуатации, начиная с 2017 года, в адрес истца от собственников
Определение № А67-3637/18 от 13.09.2019 Верховного Суда РФ
и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергоснабжении), Правил № 354, Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что судом первой инстанции неверно распределено бремя доказывания, поскольку именно на истце лежит обязанность доказать совокупность условий для взыскания с ответчика суммы повышающего коэффициента, в частности, наличие технической возможности установить
Постановление № А33-29657/15 от 14.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую Законом об энергосбережении императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 №301-ЭС1б-1174. Таким образом, иск по настоящему делу предъявлен к надлежащему ответчику. Согласно пункту 6 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. По своей правовой природе и экономическому содержанию платежи на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 154, ч. 1, 2, 3 ст. 158, п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ) являются накопительными, они вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному ремонту дома.
Постановление № А46-7465/16 от 21.03.2017 АС Омской области
требований. Отклоняя доводы департамента о том, что нормами жилищного законодательства обязанность по возмещению заявленных в иске расходах лежит на нанимателях квартир, суды исходили из положений пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ, в соответствии с которыми капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. При этом согласно пункту 6 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Суд округа отмечает, что приборы учета в спорных МКД установлены и введены в эксплуатацию впервые, в связи с чем произведенные работы по их установке правомерно отнесены судами к капитальному ремонту, в результате которых увеличен объем общедомового имущества. В соответствии с требованиями жилищного законодательства расходы, связанные с капитальным ремонтом, несет собственник,
Постановление № А28-14668/16 от 19.09.2017 АС Волго-Вятского округа
Федерального закона № 185-ФЗ установлен частью 3 статьи 15 данного закона. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов. В части 3.2 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и
Постановление № 17АП-8380/2015 от 28.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, при этом полагает, что в случае неисполнения собственниками помещений обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным прибором учета, данная обязанность возникает у ресурсоснабжающей организации в силу п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; также указывает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества в доме возможен только на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Присутствовавший в
Постановление № 17АП-17833/2014 от 25.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (пункт 3.4.2 Порядка №74 в редакции, действовавшей до принятия решения Пермской городской Думы от 26.03.2013 № 7). Частью 3 статьи 15 Закона № 185-ФЗ к видам работ по указанному выше капитальному ремонту многоквартирных домов отнесены, в частности, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). То же предусмотрено пунктом 3.3 Порядка №74. Согласно пункту 5.2 Порядка №74 в редакции, действовавшей до 01.01.2013, перечисление средств финансовой поддержки производится при условии выполнения обязательств по финансированию капитального ремонта собственниками помещений и/или заявителем за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (с учетом предоставленной рассрочки). Первый платеж в размере 65% суммы финансовой
Решение № 2-1029/20 от 18.03.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов , необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к <...> должен быть произведен ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на
Решение № 2-203/2014 от 30.01.2014 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
снимает показания с приборов учета и подает соответствующие сведения, не является надлежащим введением их в эксплуатацию. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 15 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, в том числе, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). В силу ч. 3.2 указанной выше статьи ФЗ капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в п.1 ч.2 настоящей статьи, обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии
Решение № 2-3802/2016 от 03.06.2016 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)
к общему имуществу при проведении капитального ремонта многоквартирного дома. Требования иска мотивированы тем, что ФИО5, ФИО6 и муниципальному образованию город Абакан принадлежит на праве общей долевой собственности помещение №Н в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, порядок пользования помещением установлен соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы в 2015 году по данному дому запланирован капитальный ремонт по виду работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников утвержден состав работ по капитальному ремонту инженерного оборудования, срок проведения капитального ремонта, а также принято решение о предоставлении доступа в жилые и нежилые помещения для выполнения таких работ. Установленные сроки капитального ремонта: начало выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ, окончание выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что общим собранием собственников помещений капитальный ремонт инженерного оборудования перенесен на февраль
Решение № 2-503/2021 от 05.08.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690. В соответствии с указанной Региональной программой в 2017-2019 г. должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери в следующем объеме: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов , необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта,