ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Виды иностранных граждан - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 30.07.2021 N 463 (ред. от 31.07.2024) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий"
и лиц без гражданства в Российской Федерации. В случае отсутствия наблюдаемого явления за отчетный год необходимо направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета по форме, не заполненного значениями показателей ("пустого" отчета по форме). Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков. При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация. При заполнении формы следует соблюдать следующие правила учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся на условиях общего приема, включается в общие показатели численности обучающихся, приема и выпуска, приведенные в разделах 1 - 3, 7 - 12, 16 - 21, 25
Приказ Росстата от 10.08.2018 N 493 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, за травматизмом на производстве и миграцией населения"
проживание иностранному гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, либо иностранному гражданину, признанному недееспособным или ограниченному в дееспособности, формы которых приведены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 27.11.2017 N 891 (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2017 N 49338); в Заявлении о выдаче вида на жительство или в Заявлении о выдаче вида на жительство иностранному гражданину , не достигшему восемнадцатилетнего возраста, либо иностранному гражданину, признанному недееспособным или ограниченным в дееспособности или в Заявлении о выдаче вида на жительство высококвалифицированному специалисту (членам его семьи), формы которых приведены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 09.11.2017 N 846 (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2017 N 49075); - для
Приказ ФСИН России от 11.06.2015 N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний"
и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 2) организация: исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых <1>; -------------------------------- <1> Далее - лица, содержащиеся под стражей. контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений; охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, обеспечения безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения
Постановление ЦИК России от 28.04.2021 N 4/35-8 "О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва"
(подпись) (дата) Примечания. 1. Адрес места жительства указывается согласно паспорту или документу, заменяющему паспорт гражданина Российской Федерации. 2. Согласно пункту 211 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, сенаторы Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. Приложение N 27 (рекомендуемая
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 21-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хая"
Федерального закона предусматривает в качестве общего правила (с изъятиями, содержащимися в ее пунктах 3.1 - 3.6), что вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований; такое заявление подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (пункт 1); до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2); вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет, который по его заявлению, поданному не позднее чем за два месяца до истечения установленного срока, может быть продлен на пять лет; количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3). Вместе с тем, с учетом целей миграционной политики, Федеральный закон "О правовом положении
Постановление № 4-АД18-13 от 11.12.2018 Верховного Суда РФ
административной ответственности) осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1 названной статьи, совершенное в городе федерального
Кассационное определение № 25-КАД20-2 от 03.02.2021 Верховного Суда РФ
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом кассационной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. Удовлетворяя административный иск Абдуллазаде И.С. оглы в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что достоверных доказательств наличия у истца намерений сообщить о себе заведомо ложные сведения не представлено, вместе с тем аннулирование разрешения на временное проживание и отказ в выдаче вида на жительство в отношении иностранного гражданина , проживающего на территории Российской Федерации со своей семьей, представляет собой несоразмерное вмешательство в сферу личной и семейной жизни. Отменяя судебные акты нижестоящих судов и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд общей юрисдикции исходил из того, что обязанность иностранного гражданина указывать достоверные сведения о себе при подаче документов для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и вида на жительство следует из положений Федерального
Постановление № 41-АД21-2 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ
115-ФЗ). Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных
Постановление № 17АП-16306/2021-АК от 18.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. В соответствии с положениями статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи. На основании положений статьи 1 закона N 173-ФЗ предприниматель является резидентом, а иностранный гражданин, с которым заключен трудовой договор - нерезидентом. К валютным операциям в силу положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и
Постановление № А06-5132/2011 от 20.03.2012 АС Поволжского округа
составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2011 30 ИК № 0086408, и вынесено постановление от 15.07.2011 № 0086408 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 250 000 руб. Не согласившись с постановлением административного органа от 15.07.2011 № 0086408 в части назначенного наказания, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о замене наказания в виде штрафа на административное приостановление деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные главой
Постановление № А06-5136/2011 от 20.03.2012 АС Поволжского округа
факту привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистан Рахимова Амирали Курбоналиевича административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2011 30 ИК № 0086412, и вынесено постановление от 15.07.2011 № 0086412 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 250 000 рублей. Не согласившись с постановлением административного органа от 15.07.2011 № 0086412 в части назначенного наказания, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о замене наказания в видештрафа на административное приостановление деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на
Постановление № 1-288/2007-2010 от 24.09.2010 Замоскворецкого районного суда (Город Москва)
науки Российской Федерации из средств федерального бюджета Российской Федерации. Таким образом, он (Карпов В.В.), используя свое служебное положение, будучи осведомленным об отсутствии у Закопайко А.О. гражданства Кыргызской Республики, с целью реализации совместного преступного умысла с Закопайко В.А., Закопайко А.О., Ашировой А.В. и гражданкой Кыргызской Республики К.К.Б., направленного на получение Закопайко А.О. высшего образования по очной форме обучения на Общеэкономического факультете ГОУ ВПО «РЭА им П.Г.В.» за счет средств федерального бюджета Российской Федерации под видом иностранного гражданина , предвидя и допуская причинение в связи с этим имущественного ущерба Федеральному агентству по образованию Российской Федерации, действуя умышленно и незаконно, будучи осведомленным о порядке поступления граждан Российской Федерации в РЭА им. П.Г.В., в нарушение Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 4 ноября 2003 года № 668, Постановления Государственного
Постановление № 5-241/12 от 30.03.2012 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
«О правовом положении иностранных граждан в РФ». Директору ООО «Регион» Рахимову А.Т. разъяснены права в процессе, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, в услугах переводчика не нуждается. Директор ООО «Регион» Рахимов А.Т. вину признал, пояснил суду, что его организация в 2011 году участвовала в тендере на производство ремонтно-строительных работ в Нижегородском филиале МИИТ России по адресу: "Адрес" Для осуществления данных работ в декабре 2011 года он привлек рабочую силу в виде иностранных граждан , которые имели вид на жительство и разрешение на работы. В дальнейшем они не укладывались в сроки проведения работ, в связи с чем, он привлек к работе еще несколько иностранных граждан, у которых на тот момент времени не было разрешения на работу. В содеянном раскаивается. Таким образом, ООО «Регион» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.15 ч.1 КОАП РФ - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при
Решение № 72-969/2016 от 27.07.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)
о виновности Баталина С.С. в нарушении п. 2.1.1 Правил дорожного движения, его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание Баталину С.С. назначено в пределах санкции статьи. Вопреки доводам жалобы, по смыслу п. 12 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под лицами, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, имеются в виду иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, Баталин С.С., являясь гражданином Российской Федерации, не является лицом постоянно или временно проживающим либо временно пребывающим на территории Российской Федерации, государством национальной (гражданской) принадлежности Баталина С.С. является Российская Федерация, следовательно, национальными документами для него являются документы, выданные компетентными органами Российской Федерации для использования на территории Российской Федерации, все иные документы, выданные ему на территориях других государств и являющихся для них национальными, являются иностранными документами и подлежат использованию