ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Выкуп арендованного государственного имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-ЭС15-8240 от 22.12.2015 Верховного Суда РФ
соответствие критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Законом № 209-ФЗ. При этом суды исходили из того, что соответствие общества указанным критериям должно быть установлено на момент вступления в силу Закона № 159-ФЗ, а также на момент принятия комитетом оспариваемого решения об отказе в реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества. Между тем суды при рассмотрении спора не учли следующее. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества , одним из которых является Закон № 159-ФЗ. Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия указанных субъектов в приватизации арендуемого имущества (статья 1); в качестве
Определение № А07-20576/20 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
арендатора полностью или частично выкупить арендованное имущество в порядке, установленном действующим законодательством. В дальнейшем дополнительным соглашением от 26.04.1991 к договору аренды стороны определили порядок выкупа арендованного имущества СПО «Каустик», установив общую выкупную стоимость арендованного имущества (99 475 000 руб.). По условиям дополнительного соглашения выкуп арендованного имущества осуществляется арендатором в рассрочку; после внесения в бюджет 50% от стоимости выкупаемого имущества арендатор получает акт о выкупе; выкупленное имущество передается в собственность трудовому коллективу арендного предприятия. В адрес заместителя Председателя Совета Министров РСФСР 24.09.1991 направлено письмо № 03-229-51, в котором содержалась просьба трудового коллектива рассмотреть возможность выкупа имущества объединения «Каустик». СПО «Каустик» 30.10.1991 выдан государственный акт о выкупе имущества , а 30.11.1991 было учреждено акционерное общество «Каустик» с уставным капиталом в размере 232 000 000 руб., утвержден его устав, избран совет директоров, ревизионная комиссия, принято решение считать общество правопреемником объединения «Каустик». Решение о регистрации общества «Каустик» было принято 10.12.1991; в Государственный реестр
Определение № 305-ЭС15-18643 от 05.04.2016 Верховного Суда РФ
организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. На момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп помещения все условия, установленные статьей 3 Закона № 159-ФЗ, соблюдены. Администрацией не представлено доказательств отсутствия предусмотренных Законом № 159-ФЗ условий для реализации Торговым домом преимущественного права на приобретение арендованного имущества в порядке, установленном названным Законом. Торговый дом относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 Закона № 209-ФЗ. Арендованное помещение находилось в непрерывном владении заявителя в течение двух и более лет до даты вступления в силу Закона № 159-ФЗ, сведений о наличии задолженности по арендной плате не имеется. Площадь помещения не превышает предельные значения, установленные законом Московской области от 17.10.2008 № 145/2008-ОЗ «О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области». Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума
Определение № 19АП-2401/18 от 09.01.2020 Верховного Суда РФ
установленном порядке информационное сообщение или иным образом оформлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества, то в этих случаях, сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации. Как установили суды, Общество обратилось с заявлением о выкупе арендуемых помещений 18.02.2002, то есть до вступления в силу Закона № 73-ФЗ, в связи с чем на истца распространялось действие статьи 43 Закона № 178-ФЗ и оно могло выкупить арендованное имущество по ранее действующему законодательству о приватизации. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» решение о приватизации или об отказе в приватизации предприятия должно быть принято соответствующим комитетом в месячный срок с момента регистрации соответствующей заявки и доведено до сведения трудового коллектива в трехдневный срок с момента его принятия. При этом, в случае если сторона, для которой
Постановление № А07-15777/05 от 08.02.2006 АС Республики Башкортостан
ходе рассмотрения иска в суд первой инстанции от истца и ответчика поступило мировое соглашение. Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан и Главное управление архитектуры и градостроительства Республики Башкортостан не согласились с требованиями истца. Суд первой инстанции, рассмотрев поступившие от сторон заявления и ходатайства, исследовав подписанное истцом и ответчиком мировое соглашение от 08.10.2005 года, в утверждение последнего отказал. Суд указал, что собственником спорного имущества является государство, законом определен особый порядок приобретения такого имущества в собственность. Выкуп арендованного государственного имущества как способ приватизации не предусмотрен. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2005 года по делу № А07-15777/05-Г-ГГЕ (судья Галеева Г.Е.) в удовлетворении исковых требований ООО «Д-Стиль» отказано. Истец с вынесенным судебным актом не согласился и обжаловал его в суд апелляционной инстанции. Как указывает заявитель, истец обратился в суд за признанием своего права на новую вещь, созданную за свой счет и для себя, что в частности, подтверждается актами приемки выполненных работ, в
Постановление № А65-1254/19 от 11.07.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
года № 1403-ХП «О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан», согласно которому при приватизации государственного имущества используются следующие способы приватизации: - продажа государственного имущества (включая предприятия как имущественный комплекс), в том числе по конкурсу и на аукционе; - продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; - преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, в том числе в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности; - выкуп арендованного государственного имущества ; - внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; - иные способы, определяемые указами Президента Республики Татарстан. Согласно техническому паспорту, спорное здание склада было построено в 1981г., в связи с чем доводы в/ч 5561 войск национальной гвардии РФ о том что оно построено с нарушением требований градостроительного кодекса и других нормативных актов, которые были приняты позже даты строительства здания склада, суд верно признал не обоснованными. Право ООО «Телерадиобыттехника» на
Решение № 2-1716/2014 от 13.08.2014 Анапского городского суда (Краснодарский край)
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, заключение договора аренды государственного имущества, предоставляющего арендатору право выкупа арендованного имущества, возможно только в случае, если такой способ отчуждения государственного имущества соответствует законодательству о приватизации. Статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрен такой способ приватизации, как выкуп арендованного государственного имущества и государство (органы, осуществляющие полномочия собственника от имени государства) не вправе вносить в заключаемые договоры аренды условия, предусматривающие право арендатора на выкуп арендованного государственного имущества. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключенный договор аренды № 59 от 03.12.2010 года является ничтожным по признаку его притворности, поскольку указанная сделка совершена с целью прикрыть незаконную передачу ФИО2 в собственность помещения муниципального образования. Составленный 18.08.2011 года на основании ничтожной сделки аренды акт приема передачи
Решение № 2-337/2014 от 26.02.2014 Анапского городского суда (Краснодарский край)
помещений, на основании акта приема - передачи в собственность (или уведомления арендатора в адрес арендодателя) о переходе права собственности объекта. Заключение договоров аренды государственного имущества, предоставляющих арендатору (физическому или юридическому лицу) право на выкуп арендованного имущества, возможно только в случае, если такой способ отчуждения государственного имущества соответствует законодательству о приватизации. Статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрен такой способ приватизации, как выкуп арендованного государственного имущества , и государство (органы, осуществляющие полномочия собственника от имени государства) не вправе вносить в заключаемые договоры аренды условия, предусматривающие право арендатора на выкуп арендованного государственного имущества. 17 апреля 2011 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью муниципального образования город-курорт Анапа от 11 марта 2011 года № 15-03-11, которым фактически устанавливаются условия перехода в собственность ответчика арендуемого помещения, путем выполнения
Апелляционное определение № 33-10945/14 от 05.06.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, при­меняются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, заключение договоров аренды государствен­ного имущества, предоставляющих арендатору (физическому или юридическому лицу) право на выкуп арендованного имущества, возможно только в случае, если такой способ отчуждения государ­ственного имущества соответствует законодательству о привати­зации. Согласно статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрен такой способ приватизации, как выкуп арендованного государственного имущества , и государ­ство (органы, осуществляющие полномочия собственника от име­ни государства) не вправе вносить в заключаемые договоры арен­ды условия, предусматривающие право арендатора на выкуп арен­дованного государственного имущества. Как усматривается из материалов дела, < дата обезличена > на осно­вании протокола < номер обезличен > от < дата обезличена > «Заседания комиссии по рассмотрению заявок поступивших на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды в отношении му­ниципального имущества и признанию претендентов участниками аукциона»