ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Защитные сооружения гражданской - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстандарта от 08.09.2021 N 926-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПРИКАЗ от 8 сентября 2021 г. N 926-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.4.08-2021 "Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Сооружения быстровозводимые блок-модульного типа полной заводской готовности. Общие требования" с датой введения в действие 1 февраля 2022 г. Введен впервые. 2. Управлению стандартизации обеспечить размещение информации об утвержденном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации. 3. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Российский институт стандартизации" разместить утвержденный настоящим приказом стандарт на официальном сайте в установленном порядке. 4. Закрепить утвержденный настоящим приказом
Приказ Росстандарта от 31.08.2021 N 861-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПРИКАЗ от 31 августа 2021 г. N 861-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.4.09-2021 "Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Порядок оценки готовности" с датой введения в действие 1 февраля 2022 г. Введен впервые. 2. Управлению стандартизации обеспечить размещение информации об утвержденном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации. 3. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Российский институт стандартизации" разместить утвержденный настоящим приказом стандарт на официальном сайте в установленном порядке. 4. Закрепить утвержденный настоящим приказом стандарт за техническим комитетом по стандартизации
Приказ МЧС РФ от 10.06.1996 N 383 "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства")
соответствии с Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59. 2.2. Экспертная оценка проектных решений раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проводится по следующим направлениям: - оценка инженерно - технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия современных средств поражения вероятного противника, разработанных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны", СНиП II-11-77* " Защитные сооружения гражданской обороны" и исходными данными территориального штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; - оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию условий безопасности для населения и работающего персонала при авариях и катастрофах на проектируемых объектах и прилегающей территории. 3. Экспертная оценка инженерно - технических мероприятий гражданской обороны 3.1. Содержание и объем проектных материалов инженерно - технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города
Письмо МЧС России от 04.06.2018 N 43-4977-11 <О направлении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году> (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году", утв. МЧС России 30.05.2018 N 2-4-71-11-11")
ОИВ (ТФОИВ, ОМСУ и организаций). 6. Оценку технического состояния следует проводить в соответствии с Приложением N 3, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", СП 88.13330.2014 " Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*". В случае выявления дублирования инвентарных номеров ЗС ГО в пределах одного субъекта Российской Федерации указанный недостаток должен быть устранен в процессе инвентаризации. В перечнях ЗС ГО, представляемых по результатам инвентаризации, наличие дублирующихся инвентарных номеров ЗС ГО в пределах одного субъекта Российской Федерации недопустимо. 7. На основании Актов инвентаризации главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации составляются: расширенный перечень ЗС ГО, представляется на электронных носителях в формате Microsoft
Письмо МЧС России от 21.06.2007 N 1-4-60-5-14 (ред. от 25.06.2020) <О направлении Методических рекомендаций по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны>
на списание ЗС ГО нормативным требованиям в области ГО; результаты оценки соответствия выполненных работ, обоснованности результатов проведенной оценки полноты, качества и достоверности проведенных инженерных изысканий, расчетов, других представленных данных и условий нормативным требованиям в области ИТМ ГО в части обследования строительных конструкций ЗС ГО; результаты оценки правильности проведенных расчетов по определению воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны на несущие и ограждающие конструкции сооружения по сравнению с проектными требованиями СНиП II-11-77* " Защитные сооружения гражданской обороны" и выводов по определению фактической способности конструкций выдерживать указанные нагрузки. 4.2.3.3. Замечания к материалам (документам) изысканий. 4.2.3.4. Выводы: соответствие (в целом) выполненных по обследуемому сооружению требованиям технического задания и нормативных документов; достаточность и достоверность информации для принятия решения о согласовании списания ЗС ГО; предложения по устранению отмеченных недостатков и проведению при необходимости дальнейшего (повторного) обследования ЗС ГО; итоговый вывод о соответствии представленных технических документов нормативным требованиям и возможности согласования списания ЗС ГО
Определение № 17АП-5075/18 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ
рассмотрена в его отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба подлежит удовлетворению. Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является управляющей организацией, осуществляющей на договорной основе функции управления жилыми домами, расположенными по вышеназванным адресам. В соответствии с выписками из реестра федерального имущества многоквартирные дома включают в себя нежилые помещения, принадлежащие ответчику. Указанные нежилые помещения представляют собой защитные сооружения гражданской обороны (противорадиационные укрытия), являющиеся собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью). Ссылаясь на то, что отопление нежилых помещений осуществляется внутридомовой системой отопления, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались статьями 210, 296, 249, 289, 290, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетика Российской Федерации от 24.03.2003 №
Определение № 32-КГ22-2 от 24.05.2022 Верховного Суда РФ
выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др. Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Саратовской области федерального имущества, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, по поводу которых возник спор, осуществляет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (п. 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. № 278). В ст. 210 Гражданского
Определение № А43-18150/20 от 02.12.2021 Верховного Суда РФ
от 17.12.2020, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.08.2021 по делу № А43-18150/2020, у с т а н о в и л: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее – Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу «Арзамасский машиностроительный завод» (далее – Общество) о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества - защитные сооружения гражданской обороны площадью 1666,9 кв.м, 1675,2 кв.м, 17 332,7 кв.м с кадастровыми номерами 52:40:0303017:59, 52:40:0203011:40, 52:40:0203011:12, расположенные по адресу: <...>; признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Общества на указанные объекты. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью «Военно-промышленная компания». Арбитражный суд Нижегородской области решением
Определение № 306-ЭС20-22800 от 03.02.2021 Верховного Суда РФ
пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, по итогам которой выявлено, что общество использовало находящиеся в федеральной собственности объекты нежилого фонда ? защитные сооружения гражданской обороны №№ 64?01?02?042?000, 64?01?02?044?000, 64?01?02?043?000, 64?01?02?045?000, 64?01?02?035?000 с нарушением норм и правил эксплуатации и содержания объектов. По факту выявленного нарушения прокуратура вынесла постановление от 28.02.2020 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без
Определение № 306-ЭС20-22805 от 03.02.2021 Верховного Суда РФ
пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, по итогам которой выявлено, что общество использовало находящиеся в федеральной собственности объекты нежилого фонда ? защитные сооружения гражданской обороны №№ 64?01?02?036?000, 64?01?02?037?000, 64?01?02?038?000, 64?01?02?039?000, 64?01?02?041?000 с нарушением норм и правил эксплуатации и содержания объектов. По факту выявленного нарушения прокуратура вынесла постановление от 28.02.2020 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без
Постановление № А27-17638/14 от 01.06.2015 АС Западно-Сибирского округа
№ А27-17638/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Киселевского городского округа (652700, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (652700, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии третьих лиц – открытого акционерного общества «Знамя», общества с ограниченной ответственностью «Вахрушевская автобаза», открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» об обязании принять в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны. Суд установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУ ФАУГИ в Кемеровской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к администрации Киселевского городского округа (далее – администрация, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны (мобилизационное имущество), расположенные по адресам: <...>; Кемеровская область, <...>; <...>. К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского
Постановление № А27-17633/14 от 18.05.2015 АС Западно-Сибирского округа
(судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Стасюк Т.Е.) по делу № А27-17633/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации города Кемерово (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии третьих лиц – комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, муниципального бюджетного учреждения города Кемерово «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Кемерово», об обязании принять в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны. Суд установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУ ФАУГИ в Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к администрации города Кемерово (далее – администрация) об обязании принять в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны: отдельно стоящее здание корпуса № 557 (мобилизационное имущество), <...>; защитное сооружение гражданской обороны (мобилизационное имущество), г. Кемерово, <...>; защитное сооружение гражданской обороны (мобилизационное имущество), г. Кемерово,
Решение № 2-2178/20 от 18.01.2021 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)
ФИО4, ФИО5, ФИО6 по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-25/2021 по иску Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, УСТАНОВИЛ: Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Техресурс», ООО УК «Жилкомунсервис», ООО «Домовое хозяйство», ООО «Белорецкий коммунальщик», МУП «Водоканал», МУП «Белорецкие электрические сети», Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ,
Решение № 2-2342/20 от 05.08.2020 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)
доверенности от 14.01.2020, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к АО "Улан-Удэнский авиационный завод" о возложении обязанности обеспечить готовность защитного сооружения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в котором просит: Обязать АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в срок до 31.12.2021 привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно устранить следующие нарушения: ЗСГО (убежище) № 4: Допущено окрашивание резиновых уплотнителей защитно-герметических дверей. Фильтры ячеистые противопыльные не соответствуют предъявляемым требованиям (требуется замена). Допущена облицовка стен керамической плиткой. Ставень аварийного выхода, расположенный в помещении санитарного узла, не окрашен в серый цвет. Клапан вентиляции, расположенный в помещении санитарного узла, находится