правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Согласно пункту 1 части 1 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ возвраттаможенных пошлин, налогов производится в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру. В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей , предусмотренному
признании недействительным решения таможни от 09.04.2013 № 18-57-5577 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отказом от иска в указанной части. Суд обязал таможенный орган возвратить предпринимателю 179 974 рубля 17 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных при оформлении товара по ДТ № 10802010/221111/0000251. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 решение суда отменено, в удовлетворении требований предпринимателя отказано. При этом суд отметил, что предпринимателем пропущен срок для подачи заявления на возвраттаможенныхплатежей , предусмотренный статьей 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 27.08.2014 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда от 27.11.2013 оставил в силе. Таможенный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и кассационной инстанций, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, Согласно
случае отзыва таможенной декларации. В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ (часть 2 статьи 148 данного закона). Принимая во внимание, что заявление декларанта об отзыве декларации поступило в таможенный орган 7.03.2012, а с заявлением на возвраттаможенныхплатежей общество обратилось в таможенный орган 28.02.2014, то есть с нарушением срока, предусмотренного частью 2 статьи 148 Федерального законы № 311-ФЗ, суды апелляционной и кассационной инстанций признали данное обстоятельство основанием для отказа в удовлетворении в судебном порядке требования общества о возврате таможенных платежей. Констатируя отсутствие правовых оснований для применения общего срока исковой давности на возврат таможенных платежей по аналогии с налоговыми правоотношениями, суды апелляционной и кассационной инстанций
надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Настоящий спор возник в связи с отказом таможенного органа в удовлетворении поданного обществом заявления о возврате (зачете) излишне взысканных сумм таможенных платежей по ДТ № 10113100/080812/0028330. Суды первой и кассационной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, исходили из того, что решение об отказе в выпуске товаров по ДТ № 10113100/080812/0028330 принято таможенным органом 18.08.2012, в то время как с заявлением на возвраттаможенныхплатежей общество обратилось 20.11.2013, то есть с нарушением годичного срока, предусмотренного частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ). При этом окружной суд, сославшись на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 413-О, пришел к выводу о том, что предусмотренное таможенным законодательством специальное правило возврата таможенных платежей в отношении ограниченных событий, установленных частью 1 статьи 148 Федерального закона
авансовыми платежами, исчислив размер таможенных платежей по каждой ДТ и указав в них реквизиты соответствующих платежных поручений. Оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что решение об отказе в выпуске товаров ДТ N№10103020/310311/0001770 и по ДТ № 10103020/310311/0001772 принято таможенным органом 04.05.2011, следовательно, срок для возврата таможенных платежей должен исчисляться с этой даты, в силу чего пришли к обоснованному выводу о том, что заявление на возврат таможенных платежей , направленное Обществом таможенному органу письмом от 16.01.2013 (получено таможенным органом 14.03.2013), подано с нарушением установленного частью 2 статьи 148 Закона № 311-ФЗ годичного срока. Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются. Из материалов дела следует, что решение таможни об отказе в выпуске товаров принято 06.12.2011. Следовательно, срок для возврата таможенных платежей, предусмотренный статьей 148 Закона №311-ФЗ, исчисляется с 06.12.2011. Срок подачи заявления на возврат таможенных платежей истек 07.12.2012. Заявление на возврат таможенных платежей поступило в таможню 07.03.2013, то есть с пропуском годичного срока. При этом, действующим законодательством о таможенном дела не установлены порядок и основания продления и (или) восстановления пропущенного срока для подачи заявления на возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов. В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 413-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭФКО Пищевые Ингредиенты» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 122 Закона №311-ФЗ
таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, немотивированного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе. Из текста апелляционной жалобы следует, что решение об отзыве декларации на товары (далее – ДТ) № 10602040/131213/0009771 было принято таможенным органом 16.01.2014, о чем свидетельствует запись в графе «D» указанной декларации, следовательно, срок для возврата таможенных платежей должен исчисляться именно с этой даты, тогда как заявление на возврат таможенных платежей было направлено в адрес таможенного органа 23.01.2015 года, то есть по истечении срока, установленного частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае, в силу установленного приоритета специальной нормы над общей, применению подлежит норма части 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», устанавливающая сокращенный (по сравнению с трехгодичным сроком,
с пунктом 3 части 12 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. Судом установлено, что решение об отказе в выпуске товара № 40 (автомобиль марки Subaru Forester VIN <***>) по ДТ №10009194/170611/0019827 принято таможенным органом от 28.02.2012, следовательно, срок для возврата таможенных платежей должен исчисляться с этой даты. Заявление на возврат таможенных платежей направлено Обществом таможенному органу 10.09.2013 с нарушением установленного частью 2 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ годичного срока. При этом, действующим законодательством о таможенном деле не установлены порядок и основания продления и (или) восстановления пропущенного срока для подачи заявления на возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов. В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 413-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭФКО Пищевые Ингредиенты» на нарушение конституционных прав
подпунктом пункта 12 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. Из материалов дела следует, что решение об отказе в выпуске товаров по ДТ № 10113100/080812/0028330 принято таможенным органом 18.08.2012, следовательно, срок для возврата таможенных платежей, предусмотренный статьей 148 Закона № 311-ФЗ, исчисляется с указанной даты и истекает 19.08.2013. Заявление на возврат таможенных платежей направлено Обществом таможенному органу 20.11.2013 с нарушением установленного срока на три месяца. При этом, действующим законодательством о таможенном деле не установлены порядок и основания продления и (или) восстановления пропущенного срока для подачи заявления на возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов. В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 413-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭФКО Пищевые Ингредиенты» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 122
заказным письмом было возвращено заявление ФИО2 от ... о возврате денежных средств без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, копия уведомления, сообщения от ... исх. ..., приобщены к материалам дела. ... представителем ФИО2 адвокатом Сорокиным Т.В. в Минераловодскую таможню было подано : заявление о возврате денежных средств от ..., с приложенным документами, а также заявление от ... об исполнении решения суда, в котором содержится просьба о выплате процентов за нарушение срока возврат излишне взысканных таможенныхплатежей , копии документов находятся в материалах дела. Минераловодской таможней было принято решение от ... ... о возврате денежных средств ФИО2 в сумме 752572 руб. 87 коп., копия документа приобщена к делу. ... истцу было фактически возвращено излишне взысканные таможенные платежи в сумме 743248 руб. 06 коп. и пени в сумме 9324 руб. 81 коп. Истица обратилась в суд с требованием о признании бездействия таможни
таможенных пошлин, налогов (копия паспорта гражданина РФ, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала) ее заявление подлежит возврату без рассмотрения. Согласно пункту 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза. В соответствии с пунктом 5 статьи 73 ТК ТС возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со статьей 90 данного Кодекса. Распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей производится в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей , сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства -
и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне
орган предоставлялись все необходимые документы. С учетом ранее направленной в адрес истцов информации письмом от 26.10.2018 заявления истцов от 01.03.2019 возвращены без рассмотрения, в связи с тем, что заявления составлены не по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, в заявлении неверно указаны сведения о статусе возвращаемых денежных средств, о статье Федерального закона, в соответствии с которой производится возврат авансовых платежей, в заявлении не указан банковский счет для осуществления возврата денежных средств, в распоряжение таможенного органа не представлены платежные документы, подтверждающие перечисление авансовых платежей , заявления поданы по истечении установленного Федеральным законом срока. 18.06.2019 в таможенный орган поступили заявления истцов от 13.06.2019 о возврате платежей по ранее указанным суммам. К заявлениям приложены: постановление следователя о прекращении уголовного дела, платежное поручение на сумму 6 335 000 руб. и заявление на перевод на сумму 6 334 000 руб., нотариально заверенные копии паспортов истцов, письмо ФТС России от 16.02.2018, реквизиты банковских
заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). Как следует из материалов дела, А.Г.А. при таможенном декларировании личных вещей для личного пользования подана пассажирская таможенная декларация №... и в качестве таможенных платежей