ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Земельное законодательство - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 56-АПА19-13 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
надлежащей форме. Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права
Апелляционное определение № 19-АПА19-11 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
в надлежащей форме. Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного
Определение № 305-ЭС21-13509 от 04.10.2021 Верховного Суда РФ
при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ГК РФ в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации данному Кодексу или иному закону применяется данный Кодекс или соответствующий закон. Статьей 2 ЗК РФ предусмотрено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно пункту 3 статьи
Постановление № А21-3523/15 от 16.03.2016 АС Северо-Западного округа
и понесенными Обществом расходами, а суд апелляционной инстанции не дал этому соответствующую оценку. Судами не дана оценка обстоятельствам, установленным в рамках дела № А21-4287/2014, по мнению Общества, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, а выводы, сделанные арбитражными судами в названном деле, противоположны выводам судов общей юрисдикции по делу № 33-938/2015. Общество не согласно с выводом судов о том, что оно не могло не знать о том, что его действия и действия Администрации нарушают земельное законодательство . По мнению подателя жалобы, признание в судебном порядке незаконными ненормативных актов Администрации подтверждает причинно-следственную связь между изданием актов и наступившим вредом. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является
Постановление № А53-14992/2023 от 07.03.2024 АС Северо-Кавказского округа
и подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса. Из приведенных норм следует, что такие земельные участки могут предоставляться в аренду сроком от 3 лет до 49 лет по результатам торгов лицам, в отношении которых соблюдены требования пункта 8 статьи 39.12 и пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса. Таким образом, законодательный запрет на выкуп арендуемых гражданами земель сельскохозяйственного назначения для целей сенокошения установлен в абзаце втором пункта 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ. Действующее земельное законодательство предусматривает прямой запрет на выкуп земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных гражданам в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных. Вместе с тем указанный запрет необходимо рассматривать в системном толковании пункта 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ. В этой связи суды признали, что пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не установлен запрет на приобретение юридическими лицами, главами КФХ земельных участков, предназначенных для сенокошения и выпаса скота, в собственность. Такой запрет установлен только для граждан (физических
Решение № 3А-862/2021 от 29.07.2021 Московского областного суда (Московская область)
числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение Московской областной Думой компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее. Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации
Решение № 2-1991/17 от 21.08.2017 Иркутского районного суда (Иркутская область)
1 ст. 77 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет обязанность возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Обязанность возложена на лицо, причинившее вред.Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что отношения в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, регулируются федеральными законами и иными нормативными актами. Земельное законодательство также относится к законодательству в области охраны окружающей среды.Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.- подп. 1 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ от **/**/**** № 136-ФЗ устанавливает, что первым из
Решение № 22187/18 от 30.08.2018 Истринского городского суда (Московская область)
дело №22187/18 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Истра Московской области 30 августа 2018 года Истринский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Захаровой Е.А. при секретаре Заморе О.Н. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Истра к Воронову Антону Анатольевичу о прекращении осуществления деятельности нарушающей земельное законодательство , 3-е лицо Пылаев Сергей Евгеньевич, УСТАНОВИЛ: Администрация г.о.Истра обратилась в суд с иском к Воронову А.А. о прекращении осуществления деятельности, нарушающей земельное законодательство, ссылаясь на то, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 6 600 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – под стоянку автомобилей, расположенный по адресу: <адрес> а также нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное на данном земельном участке. 09.04.2018
Решение № 2-2100/18 от 17.12.2018 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)
является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие положения о порядке приобретения права собственности на вещи. Спорный земельный участок находится в публичной собственности, в связи с чем порядок приобретения прав на данный участок устанавливается нормами Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в силу положений пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы регулирующие земельное законодательство, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации (ч.1 ст. 2 ЗК РФ). Данная позиция подтверждена в абзаце 3 пункта 16 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и