ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зона территориального развития - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 8-АПА19-7 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
территориальной зоне ОД - общественно-деловой зоне. Решением муниципалитета города Ярославля от 10 ноября 2016 г. № 753 внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части отнесения спорного земельного участка к территориальной зоне - зона городских парков, садов, скверов (Р.1). Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что процедура внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки нарушена в связи с тем, что органы местного самоуправления приняли решение об изменении функциональной и территориальной зон без учета информации о фактическом использовании земельного участка. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее. Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим
Апелляционное определение № 53-АПА19-28 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ). В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ положения документов территориального планирования носят обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации ими решений. В частности, из системного
Апелляционное определение № 9-АЛЛ8-21 от 27.02.2019 Верховного Суда РФ
жалобы, не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ в части соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, а также требованиям части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и части 4 статьи 30 ГрК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, исходя из следующего. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития , а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей
Апелляционное определение № 50-АПА19-3 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных в том числе генеральным планом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Так, согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения. В свою очередь, в результате градостроительного зонирования могут определяться зоны инженерной и транспортной инфраструктур, которые предназначены для размещения, в
Постановление № Ф03-3129/2021 от 17.08.2021 АС Камчатского края
и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. К территории свободного порта Владивосток приравниваются также территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, определенных статьей 4 названного закона, в частности к свободному порту Владивосток относятся также территории муниципальных образований (включая территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований), в том числе Камчатского края: Петропавловск-Камчатского городского округа. К свободному порту Владивосток не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития (пункт 2 статьи 4 Закона № 212-ФЗ). В данном случае испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010113:3752 расположен на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в районе ул. Вулканная. Доказательств того, что этот земельный участок включен в особую экономическую зону, зону территориального развития или территорию опережающего социально-экономического развития в материалы дела не представлено. Порядок предоставления в собственность, аренду земельного участка без проведения торгов урегулирован правилами статей 39.14, 39.15 ЗК РФ,
Решение № А24-4284/2021 от 18.11.2021 АС Камчатского края
Таким образом, нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ при расчете вознаграждения высококвалифицированному специалисту Обществом не нарушены. Довод заявителя о том, что, являясь резидентом свободного порта Владивосток, на Общество распространяются нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 13.2 Закона № 155-ФЗ подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» к свободному порту Владивосток не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития. Вывод о том, что заявителем не соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом, в оспариваемом решении отсутствует, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены. На основании изложенного суд признал, что у Управления отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения. Указанное решение нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку накладывает на него не соответствующие закону ограничения по приему
Постановление № А46-5423/2021 от 16.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее – реестр границ). Часть 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах. Статьей 32 Закона № 218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми
Апелляционное определение № 33А-117/2018 от 23.01.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)
государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны. Учитывая приведенные нормы и установив, что границы особо охраняемых
Апелляционное определение № 33-5174/20 от 18.05.2020 Московского областного суда (Московская область)
органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон;