ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зоны с особыми условиями использования территории - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 17АП-6370/20 от 12.07.2021 Верховного Суда РФ
нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» речь идет не о решениях об установлении зоны, а о четырех способах установления, одним из которых в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 26 названного Закона является согласование уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством. На дату выдачи санитарно-эпидемиологического заключения РТРС (04.10.2016) и до настоящего времени порядок установления зоны ограничения ПРТО был предусмотрен Законом № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. В соответствии с указанным порядком зона устанавливается с даты выдачи санитарно-эпидемиологического заключения уполномоченным органом -Роспотребнадзором. Согласно части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством,
Определение № А33-21242/18 от 20.08.2020 Верховного Суда РФ
(далее - Закон № 342-ФЗ), установлено, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда. Как было установлено судом первой
Определение № 309-ЭС21-10051 от 12.07.2021 Верховного Суда РФ
342-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). В силу пункта 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решений уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления. В соответствии с положениями пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Обществом с ограниченной
Кассационное определение № 41-КАД22-1 от 30.03.2022 Верховного Суда РФ
РФ), введенной в действие пунктом 19 статьи 9 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ). Пункт 19 статьи 9 Закона № 342-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования этого федерального закона - 4 августа 2018 г. Пунктом 10 статьи 106 ЗК РФ определено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории , а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями
Постановление № А33-22584/2022 от 05.09.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
от «07» июня 2023 года по делу №А33-22584/2022, установил: общество с ограниченной ответственностью «Блок +» (ИНН 3811146359, ОГРН 1113850008205, далее – ООО «Блок +», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2463004140, ОГРН 1022402139341, далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 13 676 900 рублей, причиненных ограничением права истца в связи с установлением на земельном участке с кадастровым номером 38:30:011107:519 зоны с особыми условиями использования территории . К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун», Федеральное агентство водных ресурсов. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.06.2023 в иске отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый
Постановление № А33-22584/2022 от 14.12.2023 АС Восточно-Сибирского округа
№ А33-22584/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 года по тому же делу, установил: общество с ограниченной ответственностью «Блок+» (далее – истец, общество, ООО «Блок+») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее – ответчик, управление) о взыскании убытков в размере 13 676 900 рублей, причиненных ограничением права истца в связи с установлением на земельном участке с кадастровым номером 38:30:011107:519 зоны с особыми условиями использования территории . К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун», Федеральное агентство водных ресурсов. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 года, в иске отказано. Не согласившись с судебными актами, ООО «Блок+» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной
Постановление № А55-36447/19 от 22.12.2023 АС Поволжского округа
возведенные ответчиком на земельном участке с кадастровым номером 63:31:1018002:0001, расположены в пределах минимально допустимых расстояний до данного магистрального газопровода. Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий. На основании пункта 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления. В случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории
Решение № 2А-780/19 от 13.08.2019 Лужского городского суда (Ленинградская область)
г.Луга 13 августа 2019 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2а-780/2019 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Парусовой Н.А.., с участием прокурора Ермиловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании определения зоны с особыми условиями использования территории , обязании администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и обязании направить информацию в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор, обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц первоначально к администрации муниципального образования Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Дзержинского сельского поселения
Решение № 2А-777/19 от 12.08.2019 Лужского городского суда (Ленинградская область)
г.Луга 12 августа 2019 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2а-777/2019 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Парусовой Н.А., с участием прокурора Ермиловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании определения зоны с особыми условиями использования территории , к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и обязании направить информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор, обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц первоначально к администрации муниципального образования Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Серебрянского сельского поселения
Решение № 2А-776/19 от 13.08.2019 Лужского городского суда (Ленинградская область)
г.Луга 13 августа 2019 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2а-776/2019 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Парусовой Н.А.., с участием прокурора Ермиловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании установления зоны с особыми условиями использования территории и к администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании принять решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и обязании направить информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор, обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц первоначально к администрации муниципального образования Мшинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Мшинское
Решение № 2-1331/2021 от 24.12.2021 Истринского городского суда (Московская область)
в государственный кадастр недвижимости <данные изъяты>.) и нарушают права истцов как арендаторов и застройщиков земельных участков. Земельные участки правомерно предоставлены истцам в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Истцы осуществляли строительство на основании полученных от Администрации г/о Истра Уведомлений о начале строительства. Данные документы подтверждают соответствие указанных в нем параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимость размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках. Истцы не были уведомлены об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении своих земельных участков. Согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Истра ФИО6 <адрес> от <данные изъяты>. № земельные участки истцов расположены в территориального зоне Ж-2, допускающей индивидуальное жилищное строительство, Более того, земельные участки истцов расположены в границах населенного пункта- <адрес>. Какие – либо публично-правовые ограничения строительства не были внесены в установленном порядке в ЕГРН. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта