ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зоны затопления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 9-АПА19-29 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Однако получили ответы о недопустимости строительства, так как земельные участки отнесены к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, со ссылкой на Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинскии сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области». По мнению административных истцов, оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и Правилам определения границ зоны затопления , подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360. Решением Нижегородского областного суда от 24 апреля 2019 г. административные исковые заявления удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе глава администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на статью 23 ГрК РФ и Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные приказом Министерства регионального развития
Определение № А33-12502/15 от 23.03.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р утвержден перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и водохозяйственного водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Богучанское водохранилище, местом расположения которого является Иркутская область, Красноярский край, включено в перечень таких объектов. Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 25.10.2007 № 3-624 «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС (далее- Закон № 3-624). С целью реализации указанного Закона края № 3-624 Советом Администрации Красноярского края 22.02.2008 утвержден порядок предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению в соответствии с Законом Красноярского края от25.10.2007 № 3-624 «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС». Земельный участок истца с кадастровым номером 24:20:02030056:18 попадает в зону влияния Богучанского водохранилища. В зону затопления с НПУ 208,0 м попадает менее 1%
Апелляционное определение № 2-АПА19-7 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, к числу которых пункт 4 статьи 1 ГрК РФ относит зоны затопления , подтопления (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ). Частью 3 статьи 4 ГрК Р предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством. В соответствии с пунктом 16
Кассационное определение № 89-КАД21-4 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ
участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления , подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела (схемой расположения земельного участка, приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20 июня 2019 г. № 100 «Об определении границ зон затопления, подтопления территории г.Тюмени, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, прилегающих к реке Тура с притоками», уведомлением о внесении
Постановление № А19-25907/2021 от 19.10.2022 АС Восточно-Сибирского округа
орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении этого участка. Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (пункт 17). Пунктом 2 статьи 107 ЗК РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктом 15 статьи 106 настоящего
Постановление № А19-26614/2021 от 24.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа
принятыми по делу судебными актами, Министерство строительства обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя кассационной жалобы, состав правонарушения, необходимый для взыскания убытков, не доказан, поскольку сроки реализации долгосрочной целевой программы «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» на 2012 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 03.09.2012 № 480-пп (далее – Постановление № 480-пп), в том числе мероприятий по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений, на настоящий момент истекли, причинно-следственная связь между убытками ООО «Байкальская энергетическая компания» и действиями (бездействием) Министерства строительства не доказана. Ответчик утверждает, что причиной отсутствия реконструкции спорного объекта в период с 2011 года по 2022
Постановление № 03АП-1394/2015 от 22.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
помощник заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО10, руководитель Енисейского бассейнового водного управления ФИО11, первый заместитель генерального директора открытого акционерного общества «ЦИУС ЕЭС» ФИО12, директор департамента проектирования ОК «РУСАЛ» ФИО13, главный инженер МЭС Сибири ФИО14, член Правления открытого акционерного общества «РусГидро» ФИО15, первый заместитель Губернатора Красноярского края – председатель Правительства Красноярского края ФИО5, министр экономики и регионального развития Красноярского края ФИО16, заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края ФИО17, директор ГКУ «Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС» ФИО18, Глава Кежемского района ФИО19, Глава администрации Кежемского района ФИО20, и.о. генерального директора ОАО «Богучанская ГЭС» ФИО21, главный инженер ОАО «Богучанская ГЭС» ФИО22, заместитель генерального директора ОАО «Богучанская ГЭС» ФИО23, генеральный директор закрытого акционерного общества «Организатор строительства Богучанской ГЭС» ФИО24, генеральный директор закрытого акционерного общества «Заказчик строительства Богучанской ГЭС» ФИО25 рассмотрели вопрос о готовности объектов Богучанской ГЭС и готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС до отметки 185,0 м.
Постановление № А33-22584/2022 от 05.09.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
запись внесена в ЕГРН. В обоснование исковых требований истец указывает, что после ввода в эксплуатацию инженерно-защитного сооружения (дамба) данный земельный участок не будет защищен и останется в зоне затопления, предоставление земельного участка для завершения строительства, а также завершение строительства и ввод в эксплуатацию не представляется возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом МУ «Администрация города Тулуна» от 29.03.2022 № 4845 Как указывает истец, вследствие установления Енисейским бассейновым водным управлением на земельном участке с кадастровым номером 38:30:011107:519 зоны затопления ООО «БЛОК+» после 02.08.2019 не имеет возможности осуществлять все виды деятельности, предусмотренные его разрешенным использованием (завершение строительства и ввод в эксплуатацию не представляется возможным). Следовательно, ООО «БЛОК+» понесло убытки в виде разницы между рыночной стоимостью имущества до установления на земельном участке зоны с особыми условиями использования территорий и рыночной стоимостью имущества со дня установления на земельном участке зоны с особыми условиями использования территории. Размер убытков определен истцом на основании отчетов об оценке рыночной стоимости,