ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-5787/2021 от 10.01.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

января 2022 года

Дело №

А33-21984/2019

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «10» января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         «13» января 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Юдина Д.В.,

судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Маланчик Д.Г., 

при участии:

от акционерного общества «Красавиа»: Макаровой Т.В., представителя по доверенности
от 01.03.2021,

от Красноярской транспортной прокуратуры: Кислицына Д.С., помощника Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, служебного удостоверения,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярской транспортной прокуратуры

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «16» августа 2021 года по делу № А33-21984/2019,

установил:

акционерное общество «Красавиа»(ИНН 2465177981, ОГРН 1182468017742,
далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской транспортной прокуратуре(далее – ответчик, прокуратура) о признании недействительным представления прокурора от 30.05.2019 № 23/12-03-19 об устранении нарушений бюджетного законодательства при субсидировании пассажирских перевозок воздушным транспортом (далее – представление).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Западно-Сибирская транспортная прокуратура, Министерство транспорта Красноярского края (далее - министерство), Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – предприятие).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2021 решение от 29.10.2019 и постановление от 11.09.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2021                            № 302-ЭС21-5540 отказано в передаче дела № А33-21984/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2021 заявление удовлетворено. Представление признано недействительным.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что при формировании и направлении в министерство отчетов, содержащих сведения о количестве налета часов в отчетном периоде, общество использовало сведения, содержащиеся в заданиях на полет, а именно: сведения о времени нахождения воздушного судна в воздухе. При этом министерством не мог быть сделан вывод о наличии несоответствия времени полета, поскольку последним значения, отражаемые в заданиях на полет фактически не проверялись.

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы заявитель отклонил, указав, что просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.

От Западно-Сибирскаой транспортной прокуратуры, Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» письменные отзывы на апелляционную жалобу в арбитражный суд не поступили.

Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 29.11.2021, 08.12.2021, 10.01.2022.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель общества изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Между министерством и перевозчиком заключено соглашение от 13.03.2019; по результатам проверки исполнения перевозчиком данного соглашения прокуратурой установлено: в нарушение положений статьи 34, части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 17, 28 Порядок и условия предоставления и возврата субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приложение 4 к разделу 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»), при предоставлении в министерства отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц; излишне полученные из бюджета Красноярского края средства обществом в бюджет Красноярского края не возвращены; 30.05.2019 прокуратурой перевозчику выдано представление № 23/12-03-19 с требованием: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя Прокуратуры; в месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствовавших, с целью недопущения подобных нарушений закона в дальнейшем; принять организационные меры, обеспечивающие исполнение требований законов, регламентирующих субсидирование пассажирских перевозок воздушным транспортом; рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме.

Перевозчик, полагая представление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя, исходил из того, что оспариваемое представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих выдано неправомерно.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации» (далее также - Порядок) на территории Красноярского края действует государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п, в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие транспортного комплекса» (приложение
№ 2).

Целью подпрограммы «Развитие транспортного комплекса», среди прочего, является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах, а также обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.

Одним из мероприятий, направленных на достижение указанных целей, является возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (раздел 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»).

Порядок и условия предоставления и возврата субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентирован в приложении 4 к разделу 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса».

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Порядка размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.

Согласно пункту 18 Постановления Правительства Красноярского края
от 17.05.2017 № 286-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы» размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.

Приложениями № 1 к указанному Порядку и условиям «Расчет недополученных доходов перевозчика, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <*> за ____ год <**>, Приложением № 3 «Отчет для расчета суммы субсидии», Приложением № 5 «Итоговый расчет недополученных доходов перевозчика, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за ____ год <*>» в указанных расчетах предусмотрен «налет часов».

По пункту 28 указанного порядка проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями осуществляется министерством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, а также Счетной палатой Красноярского края в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

В рамках исполнения указанной выше государственной программы между обществом и министерством заключено соглашение от 13.03.2019 №1/В/8716 о предоставлении в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий, закрепленными в Государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п (приложение № 4 к разделу 3 «Механизм реализации подпрограммы» подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»).

Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с соглашением, определяется согласно пункту 17 Порядка предоставления субсидии (пункт 1.2).

Условия предоставления субсидии определены в разделе 2 соглашения.

Согласно пункту 2.1.1 раздела субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при условии наличия у получателя недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - недополученные доходы) соответственно за год, предшествующий году предоставления субсидии (для перевозчика, осуществлявшего данную деятельность в указанном периоде) и на год предоставления субсидии (для получателя, который будет осуществлять или осуществляет данную деятельность в указанном периоде).

Из пунктов 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 следует, что подписанием соглашения получатель выражает согласие на осуществление главным распорядителем, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, Счетной палатой Красноярского края проверок соблюдения получателем условий, целей и Порядка предоставления субсидии.

Обязуется:

- выполнять пассажирские перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по утвержденным Правительством Красноярского края
тарифам, а также в соответствии с Программой пассажирских перевозок.

- обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии или Главным распорядителем в соответствии с пунктом 1.4 соглашения

- представлять Главному распорядителю отчет о достижении значения показателя результативности использования субсидии в соответствии с пунктом 1.4 соглашения, по форме, согласно Приложению №1 к соглашению, не позднее 20 января следующего финансового года.

Для получения субсидии не позднее 10-го числа текущего месяца представлять
главному распорядителю отчет (Приложение № 3).

В случае выявления Главным распорядителем факта превышения планируемых объемов перевозок над фактическими по уточненным отчетам и принятия им решения о возврате в краевой бюджет, в течение 10 дней, следующих за днем получения решения о возврате субсидии, возвратить в полном объеме ранее полученные суммы субсидии, указанный в решении о возврате субсидии, в краевой бюджет.

Получатель вправе обращаться к главному распорядителю в целях получения разъяснений в связи с исполнением соглашения, осуществлять иные права в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления субсидии (пункты 3.4.2. 3.4.3).

Для предоставления субсидии из бюджета Красноярского края юридическое лицо обязано предоставить, в том числе, информацию о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению № 1 к вышеуказанному Порядку, в соответствии с которым расчет недополученных доходов предоставляется с детализацией по каждому маршруту программы пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета. Данная информация содержит параметр «налет часов» перевозчика.

Сведения о фактическом объеме налета часов содержатся в предоставляемых авиаперевозчиком отчете для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также в уточненном отчете за декабрь текущего года по утвержденной форме.

Согласно материалам дела в рамках указанного соглашения обществом осуществляются регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по 13 субсидируемым маршрутам, в том числе по маршрутам: Красноярск - Байкит - Красноярск; Красноярск - Богучаны - Красноярск; Красноярск - Кодинск - Красноярск; Красноярск - Ванавара - Красноярск; Красноярск - Кодинск - Ванавара - Кодинск - Красноярск; Красноярск - Мотыгино – Красноярск.

Прокуратурой проведена сверка сведений о фактическом налете часов, отраженных авиаперевозчиком в соответствующих ежемесячных отчетах, с данными филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» по каждому совершенному рейсу (письмо от 16.05.2019 №2.1-1831), по результатам которой выявлены существенные временные расхождения, а именно, завышение времени налета по субсидируемым маршрутам на 441 минуту в сравнении с фактическим временем налета.

Так, завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Мотыгино - Красноярск составило 165 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 124 415 рублей 83 копеек (2,75 доли часа х норматив субсидирования 45 242 рубля 12 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск – Байкит-Красноярск составило 91 минуту, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 45 877 рублей (1,51 доли часа х норматив субсидирования 30 248 рублей 66 копеек).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск - Ванавара - Кодинск - Красноярск составило 78 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 67 831 рубля 42 копеек (1,3 доли часа х норматив субсидирования 52 178 рублей 02 копеек).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Богучаны - Красноярск составило 64 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 53 979 рублей 74 копейки (1,06 доли часа х норматив субсидирования 50 606 рублей 01 копейка).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Ванавара - Красноярск составило 19 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 14 394 рублей 31 копейки (0,31 доли часа х норматив субсидирования 45 455 рублей 74 копйеки).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск Красноярск составило 24 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 15 503 рублей 68 копеек (0,4 доли часа х норматив субсидирования 38 759 ублей 22 копейки).

Выявленные разночтения по времени, по мнению прокуратуры, являются следствием ненадлежащего заполнения полетных заданий экипажами воздушных судов, поскольку время взлета и посадки, из которых в последующем АО «КрасАвиа» исчисляется время налета воздушного судна, отмечается последними с округлением времени в большую или меньшую величину, кратную числам 5, 10, 15 и другим.

Данные филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» по каждому совершенному рейсу определены на основании Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 24.01.2013 № 13, Табель сообщений определяет: состав (объем) информации, включаемой в сообщение о представленном плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного сообщения; состав (объем) информации, включаемой в сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного сообщения; состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане запуска шара-зонда, о плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата, и правила передачи указанных сообщений; состав (объем) информации, включаемой в сообщения о планах проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ, и правила передачи указанных сообщений; состав (объем) информации, включаемой в стандартные сообщения, касающиеся обслуживания воздушного движения и осуществления другой деятельности по использованию воздушного пространства, а также правила их передачи.

Табель сообщений обязателен для исполнения органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее - орган ОВД), физическими и юридическими лицами, организующими, обеспечивающими и осуществляющими деятельность по использованию воздушного пространства Российской Федерации, а также по использованию воздушного пространства, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (пункт 3 Приказа Минтранса России от 24.01.2013 № 13).

В соответствии с пунктом 19 Порядка, перечисление субсидии осуществляется министерству на основании отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также уточненного отчета за декабрь текущего года по установленной форме.

Согласно материалам дела в подтверждение предоставления субсидии из бюджета Красноярского края заявителем министерству предоставлена информация о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению № 1 к вышеуказанному Порядку, а именно расчеты суммы субсидий, являющиеся приложением № 2 к Порядку и условиям предоставления и возврата субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с государственным регулированием на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за январь, февраль, март 2019 года, где предусмотрен «налет, час» за отчетный месяц и с начала года.

Таким образом, при расчете суммы субсидий обществом правомерно использовался «налет, час» за отчетный месяц и с начала года, что подтверждается отчетами о рейсе с отметками в аэропортах.

Следовательно, информация о фактическом налете часов отражается в соответствующих ежемесячных отчетах в соответствии с полетными заданиями, что условиям рассматриваемого соглашения не противоречит.

Учитывая доводы прокуратуры и общества, предметом спора является вопрос о том, как следует определять «налет часов» в целях получения субсидии при оказании услуги осуществления воздушных перевозок пассажиров по государственным регулируемым тарифам по соглашению от 13.03.2019.

Из материалов дела усматривается, что в рамках соглашения от 13.03.2019
№ 1/В/8716 на протяжении временного промежутка с января по март 2019 года, общество предоставляло в министерство отчетность с конкретными цифровыми показателями «налета часов», как время нахождения воздушного судна в воздухе, то есть от взлета до посадки без учета его работы на земле.

По мнению прокуратуры, при определении «налета часов» необходимо исходить из информации о фактическом времени взлета и посадки воздушных судов.

Вместе с тем, понятие перевозки пассажиров и общие положения о договоре перевозки пассажиров определены в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ).

Из смысла и содержания положений статей 791-795 ГК РФ следует, что перевозчик, в том числе обязан подать в установленный договором срок исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки пассажиров, за неисполнение предусмотренных договором перевозки обязательств перевозчик несет установленную законом и договором ответственность.

Понятия воздушных перевозок и договора воздушной перевозки содержатся в статьях 101 и 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым внутренняя воздушная перевозка это воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Общие понятие договора оказания услуг регламентированы в главе 39 ГК РФ.

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что началом фактического оказания услуги воздушной перевозки пассажира для перевозчика является, в том числе подача воздушного судна в состоянии, пригодном для перевозки пассажиров.

Пригодность воздушного судна для перевозки включает, в том числе время прогрева двигателей, движения воздушного судна по рулежным дорожкам, его буксировку и другие мероприятия, осуществляемые в целях подготовки к полету.

Согласно требованиям статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров (пункт 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что приказом Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 утверждены Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил они устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации. Полеты автоматических аэростатов, дистанционно - пилотируемых летательных аппаратов (далее именуются - ДПЛА) и непилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.

Действие Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации распространяются на все воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Настоящие Правила обязательны для руководства и исполнения всеми физическими и юридическими лицами, эксплуатирующими воздушные суда, осуществляющими обслуживание (управление) воздушного движения и контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7(65) Правил «полет» - движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки.

Согласно приложению № 1 к правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденным Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Полетное время; время полета (самолеты) - общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончании полета».

Таким образом, полетное время самолета включает в себя, в том числе время движения воздушного судна по рулежным дорожкам, его буксировку и другие мероприятия, осуществляемые в целях подготовки к полету.

При предоставлении отчетов министерству указывалась информация в соответствии с информацией, отраженной командиром воздушного судна в задании на полет, в соответствии с Руководством по производству полетов, утвержденным приказом общества (ГП КК «КрасАвиа»).

Руководство по производству полетов» (далее - РПП) введено в действие приказом генерального директора АО «КрасАвиа» №53-од от 03.05.2018 (имеется в материалах дела). В Части А-0 «Назначение и использование» на стр.А.0-9 дано следующее определение: «Время полета (полетное время) самолета – общее время от начала запуска двигателей самолета с целью взлета до их (его) полной остановки по окончании полета»

Из РПП следует, что в Части А-0 «Назначение и использование» на стр.А.0-9 дано следующее определение: «Время полета (полетное время) самолета – общее время от начала запуска двигателей самолета с целью взлета до их (его) полной остановки по окончании полета».

В соответствии с пунктом 5.12 ФАП от 31.07.2009 №128 РПП должно содержать сведения: а) Часть A «Общие положения»: системы нормативов полетного и рабочего времени и времени отдыха членов летного и кабинного экипажей воздушного судна в соответствии с пунктом 5.23 настоящих Правил.

По пункту 5.23 ФАП от 31.07.2009 №128 эксплуатант разрабатывает и указывает в РПП нормативы рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, которые позволяют ему контролировать утомляемость всех членов экипажей воздушного судна и соответствуют требованиям Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 21.11.2005 № 139.

Согласно пункту 9 ФАП от 21.11.2005 № 139 период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:

а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);

б) время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время);

в) время регламентированного технологического перерыва;

г) время кратковременных перерывов;

д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП;

е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);

ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.

В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если указанные правила, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Из пояснений сторон соглашения - общества и министерства следует, что действительная воля сторон при заключении рассматриваемого соглашения направлена на возмещение недополученных доходов связи с государственным регулированием тарифов на перевозки в районы Крайнего Севера.

Согласно материалам дела никаких замечаний со стороны Министерства транспорта Красноярского края как распорядителя бюджетных средств при сдаче заявителем соответствующих документов (в том числе расчетов, отчетов, сведений формуляров, заданий на полет) в обоснование субсидирования, не поступало.

Также, заявителем указано, что им были заключены следующие договоры:

- соглашение от 19.03.2018 между главным распорядителем средств краевого бюджета и АО «КрасАвиа» о предоставлении в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях;

- договор от 31.03.2017 о предоставлении в 2017 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (между Министерством транспорта Красноярского края и ГП КК «КрасАвиа»);

- договор от 31.03.2016 о предоставлении в 2016 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (между Министерством транспорта Красноярского края и ГП КК «КрасАвиа»);

- договор от 30.06.2015 на выполнение программы пассажирских перевозок, субсидируемых из краевого бюджета (между Министерством транспорта Красноярского края и ГП КК «КрасАвиа»);

- договор от 18.02.2015 на выполнение программы пассажирских перевозок, субсидируемых из краевого бюджета (между Министерством транспорта Красноярского края и ГП КК «КрасАвиа»);

- договор от 14.05.2014 на выполнение программы пассажирских перевозок, субсидируемых из краевого бюджета (между Министерством транспорта Красноярского края и ГП КК «КрасАвиа»).

В приложениях к перечисленным договорам в «Программах пассажирских перевозок...» в таблицах имеется строка «налет часов за период» с цифровым обозначением, при этом такое понятие как «налет часов» в указанных договорах также отсутствует.

Для получения субсидии перевозчиками в заявительном порядке в министерство, образованное 04.06.2010, с 2010 года предоставлялся пакет документов в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

В 2019 году соглашение заключено в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий, закрепленными в Государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п.

Согласно данному Порядку общество представлена заявка с приложением необходимых документов (имеется в деле), по результатам рассмотрения которой министерством принято решение о заключении с авиаперевозчиком соглашения.

С 2010 года отчетность общества в рамках заключенных соглашений включала в себя показатели: «налет за отчетный месяц/час», «налет с начала года, км», «летный час», «налет», «налет часов» без расшифровки понятий. На основании данных показателей министерством выплачивалась субсидия авиакомпании.

Как следует из материалов дела, контрольно-ревизионным сектором отдела контрольно-надзорной и разрешительной работы министерства проводились проверки представленной отчетности путем проведения сравнительного анализа полетных заданий общества по каждому рейсу за каждый день (в часах и минутах). Впоследствии указанное значение сравнивалось с данными отчета (налет часов).

По результатам проводимых министерством проверок, нарушений по завышению значений отчетов в действиях общества не выявлено.

При таких обстоятельствах факт завышения обществом объемов предоставленных услуг, учитывая изложенное выше, материалами дела не подтверждается.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что прокуратурой допущено необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность заявителя при отсутствии претензий со стороны министерства по соглашению от 13.03.2019 № 1/В/8716, из которого явно следует воля сторон на представление субсидии в соответствии с вышеуказанном порядком субсидирования.

В связи с чем, основания для признания общества нарушившим положения части 3.1 статьи 78 БК РФ, пункта 28 Порядка при предоставлении в министерство отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц отсутствуют.

Довод заявителя о том, что министерством не мог быть сделан вывод о наличии несоответствия времени полета, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку общество представляло в министерство достоверную информацию, факты ненадлежащего заполнения полетных заданий документально не подтверждены, иного прокуратурой не доказано.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то заявленные в апелляционной жалобе доводы заявителя признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «16» августа 2021 года по делу № А33-21984/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

А.Н. Бабенко

М.Ю. Барыкин