ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-17822/20 от 01.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15167/2021, 18АП-15536/2021

г. Челябинск

08 декабря 2021 года

Дело № А07-17822/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, акционерного общества «Гидроремонт-ВКК» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2021 по делу № А07-17822/2020.

В судебном заседании, проведенном посредством использования систем онлайн-заседания в режиме веб-конференции, приняли участие представители:

Управления по строительству, ремонту дорог и искусственныхсооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО1 (паспорт, доверенность № 01-34 от 29.06.2021, диплом), ФИО2 (паспорт, доверенность № 01-35 от 29.06.2021, диплом);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике БашкортостанФИО3 (паспорт, доверенность № 41 от 23.08.2021, диплом).

Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее – заявитель-1, Управление), акционерное общество «Гидроремонт» (далее – заявитель-2, АО «Гидроремонт-ВКК», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N ТО002/01/16-1657/2019 от 08.05.2020.

Определением суда от 29.03.2021 к участию в рассмотрении заявления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – третье лицо, Министерство).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 01.09.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Государственная пошлина в сумме 6 000 рублей отнесена на Акционерное общество «Гидроремонт - ВКК».

Не согласившись с вынесенным решением суда, заявители обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционных жалоб АО «Гидроремонт - ВКК» и Управление ссылаются на отсутствие в своих действиях нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 44-ФЗ), поскольку между управлением и АО «Гидроремонт - ВКК» не было заключено антиконкурентного соглашения, ведущего к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Отмечают, что судом первой инстанции не была применена норма, подлежащая применению, а именно ст. 95 Закона 44-ФЗ, которая предусматривает возможность заключения дополнительных соглашений к контракту при соблюдении определенных условий. Выводы суда в части увеличения стоимости контракта являются необоснованными ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Изменение срока договора, как его существенного условия, возможно в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, на основании решения местной администрации.

Полагают, что судом сделаны неправомерные выводы об изменении условий контракта в части увеличения видов выполняемых работ, использование строительных материалов, не соответствующих характеристикам, указанным в контракте.

Кроме того, при рассмотрении дела антимонопольным органом не был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно не было установлено, возможно ли было заменить общество на иное лицо, обладающее соответствующим опытом, необходимым для производства работ и производственными мощностями.

Судом не учтено отсутствие доказательств наступления негативных последствий для состояния конкуренции на товарном рынке и наличия причинной связи между соглашением и такими последствиями. При этом полагает, что права и законные интересы общества нарушены.

До начала судебного заседания антимонопольный орган представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционные жалобы, в котором отклонил доводы апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители общества и Министерства не явились.

С учетом мнения представителей Управления и антимонопольного органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзыве на них.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа от Прокуратуры Республики Башкортостан поступила информация, содержащая сведения о возможном нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев представленную информацию, приказом антимонопольного органа от 23.07.2019 N 239 возбуждено дело N ТО002/01/16-1657/2019 в отношении Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Акционерного общества «Гидроремонт-ВКК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам анализа материалов антимонопольный орган, руководствуясь положениями пунктов 1 части 8 статья 44, статьей 45 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 34, статьи 94, части 1 статьи 95 во взаимосвязи с положениями статей 432, 708, 711, 720 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, пришел к выводу, что действия Управления и Общества образуют собой антиконкурентное соглашение, направленное на ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов путем предоставления преимущества на стадии исполнения контракта, выразившееся в предоставлении возможности не исполнять условия контракта в части установленного контрактом срока выполнения работ, видов и объемов работ, фактической приемке и оплате работ, при выполнении которых использованы строительные материалы, несоответствующие характеристикам, указанным в контракте.

Изложенные факты могут повлиять на условия конкуренции на товарном рынке инженерного строительства берегоукрепления, по тем причинам, что Общество получило более выгодные условия исполнения контракта.

По результатам рассмотрения антимонопольного дела антимонопольный орган принял решение по делу N ТО002/01/16-1657/2019, согласно которому решил:

1. Признать Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Признать АО «Гидроремонт-ВКК» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Считая, что решение антимонопольного органа о признании нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления и общества пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции не соответствует действующему законодательству, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, стороны обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения заявителями пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Пунктом 2 Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) была определена Федеральная антимонопольная служба.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

В силу статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 пункт 1), которым, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», является указанный государственный орган, осуществляющий полномочия через свои территориальные органы. Контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (часть 3 пункт 1 подпункт «б») в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок (часть 15 пункт 1).

Частью 1 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационноправовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ понимаются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица (частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Согласно пунктам 7, 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.

Под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений содержится в статье 11 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания, как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для вынесения решения антимонопольного органа явился вывод о наличии в действиях Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и акционерного общества «Гидроремонт-ВКК» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о конкуренции по осуществлению согласованных и последовательных действий, направленных на предоставление возможности обществу не исполнять условия контракта в части установленного контрактом срока выполнения работ, видов и объемов работ, фактической приемке и оплате работ, при выполнении которых использованы строительные материалы, несоответствующие характеристикам, указанным в контракте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.

Таким образом, возможная связь того и другого соглашения имеет правовое значение при оценке не столько состава их участников, сколько при оценке существа соглашений, истинных целей их участников, ожидаемой результативности, прямых и косвенных доказательств наличия таких соглашений, взаимодействия одних субъектов с другими (влияния одних на других) ввиду хронологии (последовательности) значимых событий (фактов).

О наличии антиконкурентного соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства, установленные антимонопольным органом.

26.08.2015 Управлением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0101300094215000026 на право выполнения строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь).»

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0101300094215000026-1 от 06.11.2015 подано три заявки, которые были допущены на участие в электронном аукционе (ООО «Дортрансстрой», АО «Гидроремонт-ВКК», ОАО «Башкиравтодор»).

По результатам проведения электронного аукциона N 0101300094215000026 на выполнение строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту определено АО «Гидроремонт-ВКК».

24.11.2015 между Управлением и обществом заключен муниципальный контракт N 0101300094215000026 на сумму 2 471 494 262,40 рублей.

Согласно условиям муниципального контракта (п. 2.1 - 2.4 контракта) подрядчик принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ генеральной подрядной организацией и корректировка рабочей документации по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь).

Генеральный подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок (30.09.2017) выполнить строительно-монтажные работы и корректировку рабочей документации по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь), согласно разработанной по объекту проектной документации, передать Работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять Работы и обеспечить их финансирование в размерах и формах, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации.

Положениями муниципального контракта (п. 4.1) определено, что цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 4.3, 4.4. 4.5 Контракта, предусматривающие возможность изменения в следующих случаях:

- цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон, без изменения, предусмотренного Контрактом объема Работ, качества выполняемых работы и иных условий исполнения Контракта.

- в случае если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем работ не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов по соглашению сторон изменяется с учетом Положений бюджетного законодательства Российской Федерации цена контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в Контракте цены единицы работ, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объемов работ Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работы.

- по согласованию Заказчика с Генеральным подрядчиком допускается выполнение работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Техническом задании.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами действующего законодательства, в рассматриваемом случае изменение условий контракта допустимо исключительно согласно определенному Управлением перечню случаев.

Место выполнения работ: г. Уфа, на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах.

Согласно пункту 2.6 работы по Контракту выполняются Генеральным подрядчиком из предоставленных им материалов, изделий и оборудования (товара), его собственными силами и средствами, силами и средствами привлеченных организаций в соответствии с требованиями Контракта, в том числе с использованием товара, конкретные показатели которого, указаны в Номенклатуре товаров, применяемых подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р. Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (Корректировка 2. Вторая очередь) (Приложение N 4 к Контракту). При этом Генеральный подрядчик, предоставивший материал, изделие или оборудование (товар) для выполнения работы, отвечает за его качество и сохранность в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Как следует из положения п. 5.2.1, 5.2.2 муниципального контракта Генеральный подрядчик обязан выполнять работы, а также поставить материалы и оборудование для использования при выполнении работ по Контракту, в сроки и в соответствии с условиями настоящего Контракта и технической документации. Кроме того обязан сдать объект заказчику в установленный Контрактом срок.

В силу п. 5.2.7 муниципального контракта Генеральный подрядчик обязан выполнять все работы в полном соответствии с требованиями к качеству выполнения строительно-монтажных работ, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектной документацией заказчика и организационно-технологической документацией, разработанной Генеральным подрядчиком согласно настоящему Контракту.

Пунктом 5.1.1 муниципального контракта за Управлением закреплена обязанность принять работы, выполненные Генеральным подрядчиком в надлежащим качеством и в сроки, установленные контрактом, при соблюдении генеральным подрядчиком условий контракта о предъявлении таких работ к приемке.

В рамках исполнения муниципального контракта N 0101300094215000026 от 24.11.2015 сторонами (Управлением и обществом) заключены следующие дополнительные соглашения:

- дополнительное соглашение N 1 от 22.12.2015 в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса внесены изменения в приложение N 2, N 3, а именно, в ведомостях и календарном графике работ (без изменения цен);

- дополнительное соглашение N 2 от 31.03.2016 в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса внесены изменения в приложение N 2, N 3, а именно, в ведомостях и календарном графике работ (без изменения цен;

- дополнительное соглашение N 3 от 18.05.2016, в соответствии с которым внесены изменения в пункт 4.2 муниципального контракта, а именно в части установления новых сроков лимита финансирования бюджетных обязательств с «2015-2017» на «2015-2020» с указанием конкретных сумм финансирования, за каждый год;

- дополнительное соглашение N 4 от 07.07.2016, в соответствии с которым внесены изменения в пункт 6.2 муниципального контракта, а именно, изменены сроки окончания работ с «30.09.2017» на «25.12.2021»;

- дополнительное соглашение N 5 от 15.08.2016, в соответствии с которым внесены изменения в части изменения лимита финансирования, а также сроки выполнение работ: 24 ноября 2015 г.; окончание работ: 25 декабря 2020 года, в соответствии с Календарным графиком производства работ; На основании п. 2 настоящего соглашения, изменить сроки оплаты работ в пункте 4.6. Контракта и читать в следующей редакции: «Заказчик осуществляет оплату по безналичному расчету, по факту приема выполненных работ, после подписания форм КС-2, КС-3, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2016 г., не позднее 25.12.2016 г., по факту приема выполненных работ, после подписания форм КС-2, КС-3, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год, не позднее 25.12.2019 г., по факту приема выполненных работ, после подписания форм КС-2, КС-3 в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2020 год, не позднее 25.12.2020 г.».

1. На основании п. 3.3 Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внести изменение в пункт 3.1 Контракта, изложив его в следующей редакции:

«3.1. Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения Контракта в размере 696 145 788,89 руб.

По состоянию на 01.08.2016 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 243 825 615,75 рублей.

Условия Банковской гарантии N 11564ГА/15-Р от 19.11.2015 г., выданной «Газпромбанк» (Акционерное общество) на сумму 772 341 957,00 рублей, сроком действия до 26.01.2018 г. подлежат изменению в части указания срока действия до 31.01.2021 г. и суммы Банковской гарантии в размере 696 145 788,89 рублей путем предоставления Подрядчиком Изменения N 1 к Банковской гарантии N 115 64ГА/15-р от 19.11.2015 г.»

2. Внести изменения в Приложение N 2, Приложение N 3 Контракта;

- дополнительное соглашение N 6 от 07.11.2016, в соответствии с которым на основании соглашения от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности, постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.08.2016 N 1221 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта дорог и искусственных сооружений городского округа город Уфа Республики Башкортостан» внесены изменения в п. 4.2 Контракта, а именно, изменены лимиты финансирования;

- дополнительное соглашение N 7 от 25.11.2016 в соответствии с которым на основании п. 3.3 Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1 Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 635 116 099,80 руб. По состоянию на 01.08.2016. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 243 825 615,75 рублей;

- дополнительное соглашение N 8 от 17.03.2017, в соответствии с которым на основании соглашения от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимита финансирования;

- дополнительное соглашение N 9 от 17.04.2017, в соответствии с которым на основании п. 3.3 Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1 Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 498 115 766,43 руб. По состоянию на 14.04.2017 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 877 523 153,70 рублей;

- дополнительное соглашение N 10 от 02.06.2017 в соответствии с которым руководствуясь ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашения от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» и п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в п. 4.2 Контракта в части изменения лимита финансирования и в п. 6.2 Контракта, «сроки окончания работ: 25.12.2019»;

- дополнительное соглашение N 11 от 23.06.2017, в соответствии с которым на основании п. 3.3 Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1 Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 442 646 939,42 руб. По состоянию на 14.06.2017 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 055 023 153,70 рублей;

- дополнительное соглашение N 12 от 22.08.2017, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашения от 13 марта 2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), на основании п. п. б) п. 1) ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 4.4 Контракта внесены изменения в п. 3.1, 4.1, 4.2 Контракта, в части изменения, а именно увеличении цены контракта с «2 471 494 262,40» на «2 581 730 716,80», а также в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 13 от 09.11.2017, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашения от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования, а также изменения п. 3.1., в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 423 931 549,12 руб. По состоянию на 03.11.2017 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 164 642 840,25 рублей;

- дополнительное соглашение N 14 от 15.12.2017, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашения от 13 марта 2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования, а также изменения п. 3.1., в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 396 204 472,86 руб. По состоянию на 01.12.2017 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 257 326 472,98 рублей;

- дополнительное соглашение N 15 от 26.02.2018 согласно которому, в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10 августа 2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) и на основании п. п. б) п. 1) ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 4.4 Контракта, в части изменения лимитов финансирования, а также изменения п. 3.1., в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 395 499 339, 44 руб. По состоянию на 01.02.2018 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 319 133 858,21 рублей;

- дополнительное соглашение N 16 от 22.03.2018, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашения от 21.03.2018 г. N 80701000-1-2018-001 «Соглашение о предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности», заключенному между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, дополнен п. 2.1 Контракта информацией по коду объекта ФАИП.

- дополнительное соглашение N 17 от 11.04.2018, в соответствии с которым на основании п. 3.3. Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в пункт 3.1. Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 281 537 754, 49 руб. По состоянию на 01.04.2018 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 683 811 043,67 рублей, в том числе проектные работы - 12 500 853,68 рублей;

- дополнительное соглашение N 18 от 06.06.2018, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 г. N 80701000-1-2018-001 «Соглашение о предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности», внесены изменения в п. 4.2 Контракта в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 19 от 19.07.2018, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.1, 4.2 Контракта, в части увеличения цены контракта до «2 639 842 058,60», а также изменения лимитов финансирования. На основании п. 3.3. Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1. Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 268 775 57,68 руб. По состоянию на 01.07.2018 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 779 758 738,67 рублей, в том числе проектные работы - 12 500 853,68 рублей;

- дополнительное соглашение N 20 от 17.12.2018, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 21 от 19.12.2018, в соответствии с которым на основании п. 3.3. Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1. Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 246 328 659,50 руб. По состоянию на 19.12.2018 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 1 851 588 346,51 рублей, в том числе проектные работы - 12 500 853,68 рублей;

- дополнительное соглашением N 22 от 25.12.2018, согласно которому, в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 23 от 06.01.2019, в соответствии с которым на основании п. 3.3. Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1. Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 193 075 610,39 руб. По состоянию на 14.01.2019 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 2 022 000 437,31 рублей, в том числе проектные работы - 12 500 853,68 рублей;

- дополнительное соглашение N 24 от 14.02.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 07.02.2019 года N 1 «О предоставлении субсидий в 2019 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 25 от 22.02.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса внести изм. В Приложение N 2Контракта и читать в следующей редакции: (Приложение N 1 к настоящему Соглашению); Приложение N 3 к Контракту «Календарный график производства работ» изложено в редакции Приложения N 2 к дополнительному Соглашению;

- дополнительное соглашение N 26 от 27.03.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 07.02.2019 года N 1 «О предоставлении субсидий в 2019 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 27 от 28.03.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 07.02.2019 года N 1 «О предоставлении субсидий в 2019 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности», от 25.03.2019 года N 80701000-1-2019-002 «О предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 28 от 04.04.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, на основании соглашений от 10.08.2016 года N 1-р «О предоставлении в 2016 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 13.03.2017 года N 1 «О предоставлении в 2017 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 15.02.2018 года N 1 «О предоставлении в 2018 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 07.02.2019 года N 1 «О предоставлении субсидий в 2019 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 21.03.2018 года N 80701000-1-2018-001 «О предоставлении субсидий в 2018 году из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями), от 25.03.2019 года N 80701000-1-2019-002 «О предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на софинансирование объекта капитального строительства муниципальной собственности» (с последующими изменениями) внесены изменения в п. 4.2 Контракта, в части изменения лимитов финансирования;

- дополнительное соглашение N 29 от 29.04.2019, в соответствии с которым на основании п. 3.3. Контракта и ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в пункт 3.1. Контракта, в части уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта и установления в размере 71 469 612,71 руб. По состоянию на 26.04.2019 г. сумма выполненных Генеральным подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 2 411 138 366,30 рублей, в том числе проектные работы - 24 248 715,17 рублей;

- дополнительное соглашение N 30 от 22.08.2019, согласно которому в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса, раздел 16 изложен в следующей редакции: Реквизиты.

Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, условия о сроке выполнения работ относятся к существенным условиям муниципального контракта, изменение которых в рассматриваемом случае недопустимо.

Кроме того, в результате разделения проектной документации объекта: «Строительство с реконструкцией инженерных сооружений берегоукрепления на р.Белая на участке от створа ул. Бельская до железнодорожного моста в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан « (Корректировка 2. Вторая очередь)» на I и II этапы произошла корректировка объемов работ, в том числе:

1. Увеличение стоимости проектно-изыскательских работ (дополнительные работы по геологическим изысканиям, по корректировке рабочей документации на устройство шпунтового ряда из-за изменившихся нагрузок).

2. Уменьшение объема отсыпаемой песчано-гравийной смеси.

3. Увеличение количества трубошпунта для устройства лестничных сходов и пандусов.

4. Исключение работ по устройству водосбросных лотков.

5. Включены работы по противопаводковым мероприятиям.

Дополнительные лимиты финансирования были выделены после разделения на этапы в соответствии с решением Правительства Республики Башкортостан в целях сохранения построенных частей гидротехнического сооружения от негативного воздействия вод в период прохождения весеннего половодья (устройство твердого покрытия на отметке 81,5м, 84,5м, 88,5м вместо проектного из щебня), что подтверждается протоколами технического совета, согласованных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главным распределителем бюджетных средств - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и утвержденные Правительством Республики Башкортостан. Стоимость этих дополнительных работ составила 113 104,5 тыс.рублей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что заключение дополнительных соглашений, повлекшие за собой изменения условий контракта, в части увеличения видов выполняемых работ, сроков выполнения работ произведено Заказчиком в нарушение положений части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Доводы апеллянтов о том, что при рассмотрении дела антимонопольным органом не был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно не было установлено, возможно ли было заменить общество на иное лицо, обладающее соответствующим опытом, необходимым для производства работ и производственными мощностями, судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают наличие у апеллянтов антиконкурентного соглашения.

Кроме того, в случае указания в проекте спорного контракта условий, которыми руководствуются стороны при его исполнении, а именно более длительного срока исполнения работ по контракту (пять лет вместо двух лет), а также изменения видов работ, могло быть увеличено количество заинтересованных лиц в участии в таком аукционе, что могло повлечь изменение победителя или цены контракта.

В силу пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России (далее - Порядок) от 28.04.2010 № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 Порядка.

Согласно пункту 10.9 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъктам,, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты -участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Соответствующий аналитический отчет подготовлен УФАС по Республике Башкортостан в порядке, определенном приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, и представлен в материалы дела.

В решение антимонопольного органа имеется указание на аналитический отчет (страница 20). В соответствии с представленным аналитическим отчетом временной интервал исследования определен периодом июнь 2015 года - настоящее время. Продуктовые границы товарного рынка определены исходя из предмета соглашения, заключенного между Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и АО «Гидроремонт-ВКК» - объекты инженерного строительства берегоукрепления, расположенные на территории Республики Башкортостан. Географическими границами товарного рынка является территория Республики Башкортостан.

Кроме того, антимонопольным органом при квалификации нарушения как запрещенного соглашения были учтены следующие обстоятельства.

Управлением приняты у общества и оплачены строительные работы, при выполнении которых использовались строительные материалы, не соответствующие характеристикам, указанным в контракте:

- «Шпунты трубчатые сварные с замковыми профилями LPB1080-12», изготовленные по ТУ5264-196-01266763-2015 (введен в действие с 20.12.2015), разработанным Научно-исследовательским проектно-конструкторским и производственным институтом строительного и градостроительного комплекса Республики Башкортостан, в количестве 12,3 тыс. тонн на сумму 1 080,4 млн.руб.. Согласно паспорту качества, выданным ООО «Уфимская трубная компания», такие шпунты изготовлены из восстановленных стальных труб для магистральных газонефтепроводов. При этом, согласно п. 13 приложения N 4 к контракту предусмотрено использование шпунта трубчатого - «Страна происхождения Россия. Соглаcно ГОСТ Р 52664-2010»;

- бутовой камень. В количестве 21.9 тыс. тонн на сумму 25.0 млн.руб.. Как следует из контракта при выполнении строительных работ должен быть использован бутовой камень размером не менее 150 мм и верхним пределом не более 500 мм. Вместе с тем, согласно протоколам испытаний МБУ «Служба заказчика и технического надзора по благоустройству ГО г. Уфа РБ» от 19.04.2016 г N 3728 и ООО «ДСИЛ Башстройинвест» от 10.01.2018 года N 001380 и от 10.01.2018 года N 001379 АО «Гидроремонт-ВКК» использован, а Управлением по строительству оплачен камень бутовой с худшими характеристиками: фракции 0-500 мм;

- шпунт трубчатый сварной ШТСв 1020х12 с замковым соединением LPB1080-12 ст. 09Г2С. В силу контракта толщина стенки данного шпунта должна составлять 10мм, 12 мм, подходящая по категории 5А. Однако при проведении строительных работ АО «Гидроремонт-ВКК» использован, а Управлением по строительству оплачены работы с использованием шпунтов толщиной менее 6 мм категории 12А.

В ходе проведения работ АО «Гидроремонт-ВКК» срезаны части непогруженных шпунтов, которые в силу пункта 4.100.1 методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 года N 15, является имуществом Управления по строительству.

Как следует из актов сдачи-приемки производственного лома и отходов металлов такие части шпунтов сданы в ОАО «Башвтормет» АО «Гидроремонт-ВКК» и субподрядчиками - ООО «Гео-Аналитика», ИП ФИО4.

Оплата АО «Гидроремонт-ВКК» за такие части шпунтов (545,4 тонны на сумму 5,2 млн. руб.) не проводились, а Управлением меры по истребованию у АО «Гидроремонт-ВКК» данной суммы не предпринимались.

Указанное обстоятельство в силу вышеназванных положений муниципального контракта, а именно п. 2.6, п. 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.7, положения п. 7 свидетельствует о том, что сторонами допущено несоблюдение принятых на себя обязательств, поскольку товар, используемый Обществом при выполнении работ товар, не соответствует заявленным в документации, заявке и муниципальному контракту характеристикам. Доводы заявителей об обратном судом отклоняются как основанным не неверном толковании норм права.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод антимонопольного органа, о том, что в нарушение статей 711, 720 и 746 Гражданского кодекса РФ, статьи 34, 94 (особенности исполнения контракта), 95 Закона о контрактной системе, пунктов 5.1.1 и 5.1.2 муниципального контракта Управлением приняты у Общества и оплачены строительные работы, при выполнении которых использовались строительные материалы, не соответствующие характеристикам, указанным в контракте (общая стоимость таких работ - 1 105,8 млн. руб.).

Поскольку особенность антиконкурентных соглашений заключается в том, что планы поведения участников картельного соглашения при проведении закупок вряд ли найдут свое отражение на бумажном или ином носителе, по такой категории дел прямые доказательства сговора, как правило, отсутствуют, на первый план выходит анализ косвенных доказательств, который включает в себя и оценку поведения участников торгов в совокупности, предполагая, что каждый участник торгов, принимая участие в аукционных мероприятиях, предполагает победу в торгах и имеет реальные возможности на исполнение предполагаемого контракта.

В настоящем случае, действия сторон при исполнении контракта, а также по продолжению его исполнения в течение длительного времени после истечения установленных контрактом сроков исполнения, подтверждает наличие между сторонами взаимной договоренности о фактическом изменении условий контракта, что, в свою очередь, обеспечило обществу необоснованные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка инженерного строительства берегоукрепления, являющегося конкуренцнтым.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество в рассматриваемом случае получило антиконкурентные преимущества на стадии исполнения контракта путем предоставления управлением возможности не исполнять условия контракта в части установленного контрактом срока выполнения работ; видов и объемов работ.

Судом первой инстанции обоснованно отражено, что целью соглашения между управлением и обществом являлось предоставление последнему возможности продолжения исполнения контракта и его оплаты при изменении обществом условий муниципального контракта, то есть фактическое изменение условий контракта в интересах общества.

В ходе рассмотрения дела установлено, что изменение условий контракта, носит антиконкурентный характер, так как приводит к созданию преимущества АО «Гидроремонт-ВКК» при оказании услуг на данном рынке, что является признаком ограничения конкуренции.

Совокупность указанных выше действий Управления и общества свидетельствует о достижении ими взаимной договоренности (соглашения) об изменении условий муниципального контракта N 0101300094215000026 от 24.11.2015 и продолжении его выполнения на иных условиях, нежели те, которые заявлялись при проведении электронного аукциона и на этапе заключения муниципального контракта.

Осознанные действия хозяйствующих субъектов, которые понимают, что только в результате группового поведения, замещающего конкурентные отношения (когда каждый действует самостоятельней независимо от действий иных хозяйствующих субъектов и исходя исключительно из собственных возможностей и интересов), возможно получение максимальной выгоды всеми участниками такого группового поведения или их большинством. Косвенные доказательства их соглашения и поведения до заключения договоров продажи земельного участка и последующего изменения вида разрешенного использования, позволило Комиссии антимонопольного органа квалифицировать такое поведение как устное соглашение.

Недопустимость изменения существенных условий контракта, закреплено в положениях Пленума. Так в соответствии с п. 41 изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом (например, пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса, статья 95 Закона о контрактной системе). Вместе с тем, если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований Закона о защите конкуренции.

Доводы апеллянтов о том, что судом не учтено отсутствие доказательств наступления негативных последствий для состояния конкуренции на товарном рынке и наличия причинной связи между соглашением и такими последствиями, судебной коллегией отклоняется, поскольку в настоящем случае необходимость установления негативных последствий в случае установления факта совершения действий, запрет на которые предусмотрен Законом о защите конкуренции отсутствует.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апеллянтов, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Управления и общества установлено нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Применительно к рассматриваемому случаю в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Доводы апеллянтов о том, что судом первой инстанции не была применена норма, подлежащая применению, а именно ст. 95 Закона 44-ФЗ, судебной коллегией отклоняется, поскольку возможность изменения условий контракта не была предусмотрена документацией о закупке и самим контрактом.

Кроме того, при заключения контракта действовала редакция указанной статьи, которая не предусматривающая возможность изменения сроков исполнения контракта. Контракт, конкурсная документация и все приложения к контракту должны соответствовать действующему на дату утверждения конкурсной документации и заключению контракта законодательству Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом верно установлен субъектный состав и квалификация нарушения. Выводы антимонопольного органа являются верными, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Апеллянтами не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа закону, и нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение антимонопольного органа соответствует нормам законодательства, поскольку в действиях заявителей усматривается нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на судебные акты по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1 500 рублей.

При обращении с апелляционной жалобой АО «Гидроремонт-ВКК» по платежному поручению от 05.10.2021 № 4729 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.

При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2021 по делу № А07-17822/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, акционерного общества «Гидроремонт-ВКК» - без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Гидроремонт-ВКК» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.10.2021 № 4729.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.А. Иванова

Судьи: А.А. Арямов

Н.Г. Плаксина