ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-729/2023 от 04.07.2023 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июля 2023 года

г. Вологда

Дело № А44-729/2023

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,

при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» в лице филиала Новгородское предприятие магистральных электрических сетей ФИО1 по доверенности от 15.03.2022 № 34-22,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» в лице филиала Новгородское предприятие магистральных электрических сетей на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 апреля 2023 года по делу № А44-729/2023,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173002, <...>; далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая  компания – Россети» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 121353, Москва, муниципальный округ Можайский, улица Беловежская, дом 4; далее – общество) в лице филиала Новгородское предприятие магистральных электрических сетей (адрес: 173021, Новгородская область, район Новгородский, <...>) о возложении обязанности в срок не позднее трех дней с момента вступления решения в законную силу предоставить министерству информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины по уведомлениям от 11.02.2022 № 1, от 21.03.2022 № 2.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 апреля 2023 года по делу № А44-729/2023 на общество возложена обязанность предоставить министерству информацию об объемах и породном составе вырубленной по уведомлениям от 11.02.2022 № 1 и  от 21.03.2022 № 2 древесины в течение трех дней с момента вступления в силу настоящего решения. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в пункте 7 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 (далее – Правила № 604), идет речь о вырубаемой древесине, то есть древесине, подлежащей вырубке; форма направления такой информации не установлена. Считает, что указанная информация предоставлена министерству в виде уведомлений от 11.02.2022                   № 1, от 21.03.2022 № 2. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований и посчитал, что ответчик должен представить министерству информацию об объеме и породном составе вырубленной древесины, которая получена при использовании лесов, ссылаясь на приказ Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» (далее – Приказ № 451). Отражает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил довод общества об установлении министерством фактического объема заготовленной древесины в ходе окончательного осмотра лесосеки.

Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Министерство в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со                           статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, обществом поданы уведомления от 11.02.2022 № 1, от 21.03.2022 № 2 о вырубке деревьев, кустарников на линейных объектах и в их охранных зонах, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов без предоставления в аренду лесных участков, согласованные ГОКУ «Боровичское лесничество» (том 1, листы 16-19).

Министерством 20.01.2023 с сопроводительным письмом в адрес общества  направлены требования от 20.01.2023 № 77, 77А о предоставлении информации по заготовленной древесине на основании пункта 7 Правил № 604 (том 1, листы 10-14).

В ответ на указанные требования общество сообщило о невозможности предоставления информации по причине приостановления работ и расторжения договора подряда от 10.11.2020 (том 1, лист 15).

Неисполнение требований о предоставлении информации по заготовленной древесине послужило основанием для подачи заявления в суд.

Суд первой инстанции заявление удовлетворил.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Пунктами 8 и 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 (далее ­­– Правила № 434), предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Как указано в пункте 10 Правил № 434, для проведения указанных в пунктах 8 и 9 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (уполномоченный орган), не позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина;

б) объем и породный состав вырубаемой древесины;

в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (лесничество, участковое лесничество, выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства и проектный номинальный класс напряжения);

г) срок завершения рубки лесных насаждений.

Уведомительный порядок начала работ по техническому обслуживанию линий электропередачи предусмотрен и пунктом 17 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160.

Как следует из уведомлений, поданных обществом, срок окончания работ определен 31.12.2022.

Согласно пунктам 1 и 2 Правил № 604, последние устанавливают порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со                                      статьями 43 - 46 ЛК РФ в целях:

а) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

б) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

в) строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

г) переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Под древесиной в данных Правилах понимаются необработанные круглые лесоматериалы.

В силу пункта 7 Правил № 604 юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 ЛК РФ, не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ, - в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.

 Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции,                            пункт 7 Правил № 604 устанавливает обязанность лица, осуществляющего использование лесов в соответствии со статьей 45 ЛК РФ, предоставить в уполномоченный орган информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки. При этом под древесиной понимаются лесоматериалы.

В связи с тем, что срок окончания работ в уведомлениях истек 31.12.2022, информация, предусмотренная пунктом 7 Правил № 604, должна быть предоставлена не позднее 16.12.2022.

До настоящего времени такая информация обществом не представлена.

Судом первой инстанции не приняты доводы общества о том, что                      пункт 10 Правил № 434 и пункт 7 Правил № 604 содержат аналогичные нормы о предоставлении информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины, свою обязанность, предусмотренную данными двумя нормами,  общество исполнило, направив в министерство уведомления от 11.02.2022 № 1, от 21.03.2022 № 2, которые содержат информацию о породном составе и объеме подлежащей к вырубке древесины.

Как следует из подпункта «г» пункта 8 Правил № 604, уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанной в пункте 7 Правил № 604 информации направляет продавцу (Федеральному  агентству по управлению государственным имуществом) сведения о лицах, использующих леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, и лесном участке, сведения об объеме, породном составе и стоимости древесины, которая получена при использовании лесов для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил.

Кроме того, суд первой инстанции учел, что предусмотренные Правилами № 604 последующие действия Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в виде размещения сообщения в течение 5 рабочих дней (пункт 9), в котором указывается среди прочего количество и породный состав древесины, цена древесины, место нахождение древесины с указанием номеров кварталов, лесотаксационных выделов соответствующего лесничества, наличие подъездных путей или дорог к месту нахождения древесины (пункт 10), свидетельствуют о предоставлении лицом, использующим леса, информации об объеме и породном составе именно вырубленной древесины, то есть необработанных круглых лесоматериалах.

Суд первой инстанции отметил, что необходимость предоставления информации о заготовленной древесине вытекает из пункта 18 Правил № 434, согласно которому на  юридических лиц, использующих леса в порядке                      статьи 45 ЛК РФ, возложена обязанность представлять сведения, предусмотренные частью 1 статьи 49 упомянутого Кодекса. 

  Часть 1 статьи 49 ЛК РФ относит к таким сведениям отчет об использовании лесов, содержащий информацию об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другую информацию.

 Согласно пункту 2 приложения 3 к Приказу № 451 «Порядок предоставления отчета об использовании лесов» отчет об использовании лесов должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений).

Суд первой инстанции установил, что доказательств направления обществом отчетов об использовании лесов в министерство не представлено.

Доводы ответчика о наличии обязанности истца установить фактический объем вырубленной древесины на основании приказа Минприроды России от 17.01.2022 № 23 (далее – Приказ № 23) судом первой инстанции отклонены с учетом следующего.

Согласно части 8 статьи 23.2 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.

Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их выполнения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок заключительного осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 10 статьи 23.2 ЛК РФ).

Приказом № 23 утвержден Порядок заключительного осмотра лесосеки (приложение 4), согласно пункту 3 упомянутого порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, целью осмотра является не установление объема и породного состава вырубленной древесины, а проверка соблюдения лицом, осуществляющим использование лесов, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

К уведомлениям от 11.02.2022 № 1, от 21.03.2022 № 2 приложены технологические карты лесосечных работ от 11.03.2022 № 1 от 18.03.2022 № 2, соблюдение которых подлежит проверке министерством.

На основании изложенного, оценив приведенные доводы сторон и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у общества обязанности по предоставлению министерству информации об объеме и породном составе древесины, которая получена при использовании лесов.

Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы требований при анализе предоставления указанных отчетов, коллегией судей не пронимаются, поскольку указанные выводы судом сделаны в обоснование необходимости предоставления информации об объеме и породном составе именно вырубленной древесины, а не подлежащей вырубке.

Ссылка в жалобе на то, что по требованиям пункта 7 Правил № 604 информация предоставляется только о вырубаемой древесине, а такая информация представлена, поскольку содержалась в уведомлениях, не принимается апелляционным судом, поскольку сведения предоставляются                   за 15 дней до завершения рубки, то есть должны содержать и фактические объемы вырубленной древесины.

Вопреки доводам апеллянта, обстоятельства установления фактического объема заготовленной древесины не исключают обязанность общества представить запрашиваемые сведения на основании пункта 7 Правил № 604.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 апреля 2023 года по делу № А44-729/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» в лице филиала Новгородское предприятие магистральных электрических сетей – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

Н.В. Мурахина

Н.Н. Осокина