ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru, e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А61-2517/2020
18.05.2022
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителей: от прокурора Республики Северная Осетия – Алания – ФИО1 (по доверенности), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания – ФИО2 (по доверенности), от Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания - ФИО3 (по доверенности), в отсутствие Администрации местного самоуправления г. Владикавказ и МКУ «Владикавказский городской «Лес–Экология», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2022 по делу № А61-2517/2020,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Северная Осетия – Алания, обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ, муниципальному казенному учреждению «Владикавказский городской «Лес–Экология» (далее - учреждение), со следующими требованиями:
- признать право собственности РФ на земельные участки с кадастровыми номерами: 15:09:00022101:17-15:09:00022101:19,15:09:00022101:21-15:09:00022101:22, 15:09:0033001:26 -15:09:0033001:27,15:09:0032901:144-15:09:0032901:146, 15:09:0033311:13 - 15:09:0033311:14, 15:09:0033501:46;
- истребовать из незаконного владения муниципального казенного учреждения «Владикавказский городской лес – Экология» спорные земельные участки;
- передать спорные земельные участки ТУ Росимущества в РСО-Алания по акту приема-передачи.
Суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительном предмета спора: Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу; Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания.
До рассмотрения спора по существу, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), приняты уточнения иска в редакции заявления от 17.12.2021 № 15/2662. ТУ Росимущества в дополнение к виндикационным требованиям прокурора заявила требование о признании права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Решением суда заявленные заместителем прокурора Республики Северная Осетия-Алания и ТУ Росимущества требования удовлетворены частично.
Признано право федеральной собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, район Сапицкой будки с кадастровыми номерами: - 15:09:00022101:17, общей площадью 52 047 кв.м., - 15:09:00022101:18, общей площадью 131 863 кв.м., - 15:09:00022101:19, общей площадью 998 728 кв.м., - 15:09:00022101:21, общей площадью 274 090 кв. м., - 15:09:00022101:22 , общей площадью 68 715 кв.м.;
признано право федеральной собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, городское лесничество, Редантское лесничество с кадастровыми номерами: - 15:09:0033001:26, общей площадью 2 243 583 кв.м., - 15:09:0033001:27, общей площадью 1 245 623 кв.м., - 15:09:0032901:144, общей площадью 533 416 кв.м., - 15:09:0032901:145, общей площадью 66 394 кв.м., - 15:09:0032901:146, общей площадью 186 635 кв.м.;
признано право федеральной собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пос. Редант, с кадастровыми номерами: - 15:09:0033311:13, общей площадью 132 651 кв.м., - 15:09:0033311:14, общей площадью 86 969 кв.м., - 15:09:0033501:46, общей площадью 835 555 кв.м.
У муниципального казенного учреждения «Владикавказский городской лес - Экология» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в казну Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН<***>, ИНН <***>) истребованы земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, район Сапицкой будки с кадастровыми номерами:
- 15:09:00022101:17, общей площадью 52 047 кв.м.,
- 15:09:00022101:18, общей площадью 131 863 кв.м., - 15:09:00022101:19, общей площадью 998 728 кв.м.,
- 15:09:00022101:21, общей площадью 274 090 кв. м.,
- 15:09:00022101:22, общей площадью 68 715 кв.м., расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, городское лесничество, Редантское лесничество с кадастровыми номерами:
- 15:09:0033001:26, общей площадью 2 243 583 кв.м.,
- 15:09:0033001:27, общей площадью 1 245 623 кв.м.,
- 15:09:0032901:144, общей площадью 533 416 кв.м.,
- 15:09:0032901:145, общей площадью 66 394 кв.м.,
- 15:09:0032901:146, общей площадью 186 635 кв.м., расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пос. Редант, с кадастровыми номерами:
- 15:09:0033311:13, общей площадью 132 651 кв.м.,
- 15:09:0033311:14, общей площадью 86 969 кв.м.,
- 15:09:0033501:46, общей площадью 835 555 кв.м.
Также суд первой инстанции обязал передать указанные земельные участки по акту приема – передачи.
Администрация, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение полностью, принять по делу новый судебный акт. В своей жалобе указывает на то, что, истцом не представлено доказательств, того что спорные участки относятся к землям лесного фонда. Полагает, что срок исковой давности истек.
В отзыве заместитель прокурора просит решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что спорные земельные участки не относятся к землям населенных пунктов. Считает, что, судом первой инстанции, верно, установлены фактические обстоятельства дела и правомерно применены нормы материального и процессуального права.
Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу в своем отзыве указывает на несостоятельность доводов администрации о том, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и право собственности Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Протокольным определением ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции, просили решение суда первой инстанции оставить в силе.
Другие лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и материалами дела, Законом Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2011 № 10-РЗ «Об установлении границ муниципального образования город Владикавказ, наделение его статусом городского округа» муниципальное образование город Владикавказ, включающее в себя населенные пункты: город Владикавказ, поселок Заводской, село Балта, село Нижний Ларс, село Верхний Ларс, село Чми, село Эзми, поселок Редант, наделено статусом городского округа.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования городского округа г. Владикавказ, утвержденного Решением Собрания представителей г. Владикавказ от 31.05.2011 № 24/22, вся территория муниципального образования отнесена к землям населенных пунктов (29 061 га), при этом земли лесного фонда, ранее находившиеся в ведении Орджоникидзевского (Владикавказского) и Терского лесхозов, переведены в земли населенных пунктов.
В связи с изменением категории земли из земель лесного фонда на земли населенных пунктов изменился статус лесных земель и они стали «неразграниченными», муниципальное образование распорядилось ими по своему усмотрению.
В соответствии с постановлением АМС г. Владикавказа от 22.06.2012 № 1045 из земель населенных пунктов МКУ «Владикавказский городской лес - Экология» для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены земельные участки, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 15:09:00022101:17 - 15:09:00022101:19, 15:09:00022101:21- 15:09:00022101:22, 15:09:0033001:26 - 15:09:0033001:27, 15:09:0032901:144 - 15:09:0032901:146, 15:09:0033311:13 - 15:09:0033311:14, 15:09:0033501:46.
МКУ «Владикавказский городской лес - Экология» 20.07.2012 было зарегистрировано в Управлении Росреестра по РСО-А право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками в установленном законом порядке.
В ходе проведенной проверки проведённой прокуратурой, получено заключение «Воронежлеспроект» филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 03.08.2020 о полном либо частичном пересечении (наложении) спорных земельных участков с иной категорией земель на земли лесного фонда.
В заключении указанно, что земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, район Сапицкой будки (согласно выписке ЕГРН) с кадастровыми номерами 15:09:00022101:17, 15:09:00022101:18, 15:09:00022101:19, 15:09:00022101:21, 15:09:00022101:22 пересекаются с землями лесного фонда - лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Городское лесничество, Балтинское участковое лесничество.
Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная ОсетияАлания, Городское лесничество, Редантское лесничество с кадастровыми номерами 15:09:0033001:26, 15:09:0033001:27, 15:09:0032901:144, 15:09:0032901:145, 15:09:0032901:146 пересекаются с землями лесного фонда – лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Городское лесничество, Редантское участковое лесничество.
Земельные участки, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пос. Редант, с кадастровыми номерами 15:09:0033311:13, 15:09:0033311:14, 15:09:0033501:46 пересекаются с землями лесного фонда – лесными участками, расположенными по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Городское лесничество, Редантское участковое лесничество.
Заместитель прокурора в отсутствии, по состоянию на 01.09.2020, доказательств передачи спорных земельных участков лесного фонда расположенных по адресам: Республика Северная Осетия-Алания, Городское лесничество, Балтинское участковое лесничество, Редантское участковое лесничество органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками лесного фонда, муниципальному образованию городского округа г. Владикавказ, АМС г. Владикавказ, МКУ «Владикавказский городской лес - Экология», прокурор обратился в арбитражный суд с иском об истребовании спорного земельного участка, образованного из земель лесного фонда.
Суд первой инстанции, правомерно руководствуясь: Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ; Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; а также судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение от 03 июля 2013 года № ВАС-8236/13), удовлетворил исковые требования прокуратуры и ТУ Росимущества.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Статьей 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года), действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс 2006 года) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации.
Статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (Ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов является утверждение или изменение Генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Включение земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации. Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 84 Земельного кодекса).
Проект генерального плана, схемы территориального планирования подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими, что подтверждается судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 июля 2013 года № ВАС-8236/13).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий установлены статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Статьями 2 и 3 (пункты 1) Федерального закона № 172-ФЗ установлена процедура перевода земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Вывод суда первой инстанции о том, что Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия-Алания не принимались распоряжения, на основании которых земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования городского округа «Город Владикавказ» утратили бы статус земель лесного фонда, является правомерным.
Также установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.01.2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 351-ФЗ).
Следовательно, при расширении границ города Владикавказа, установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не была проведена, в связи, с чем их статус как земли лесного фонда сохранился и собственником спорных земельных участков общей площадью 12 535 га является Российская Федерация.
Изложенное подтверждается решением Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.06.2021 по делу № За-4/2021, которым признаны недействующим с 07.07.2020 генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением Собрания представителей г. Владикавказа от 31.05.2011 № 24/22 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ г. Владикавказ», в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования городской округ г. Владикавказ, утвержденный решением председателя Комитета по градостроительству и архитектуре РСО-Алания от 04.03.2020 № 13 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки с внесенными 11 изменениями городского округа г. Владикавказ» в части включения в границы городского округа г. Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств, свидетельствующих об этом, апеллянтом в материалы дела не представлено.
При этом в силу закона не требуется оспаривания постановления АМС г. Владикавказа от 22.06.2012 № 1045, согласно которому участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Владикавказский городской лес-Экология» и признание его незаконным в судебном порядке, поскольку единственным доказательством наличия воли собственника, то есть Российской Федерации на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Администрация г. Владикавказа неправомочна была распоряжаться спорными земельными участками и передавать их учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок из земель лесного фонда не может находиться в собственности муниципального образования, соответствуют установленным обстоятельствам и вышеуказанным нормам права, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом правомерно указано, что пропуск исковой давности не истек, так как датой начала течения срока исковой давности, является дата установления проверкой заместителя прокурора факта нарушения - нахождения имущества в отсутствие правовых оснований во владении ответчиков, установленного заключением «Воронежлеспроект» филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 03.08.2020.
Доводы апелляционной жалобы администрации не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2022 по делу №А61-2517/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.У. Семенов
Судьи Е.В. Жуков
И.А. Цигельников