ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5324/2021 от 23.11.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5324/2021

23 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения от 23 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Портновой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по исковому заявлению Шанель САРЛ (Кэ дю Женераль-Гисан 24, 1204 Женева, Швейцария) в лице представителя общества с ограниченной ответственностью «ТКМ» (ОГРН 1167746060569, ИНН 7702396684) к индивидуальному предпринимателю Худорбаевой Светлане Станиславовне (ИНН 650100250588, ОГРН 304650105500044) о взыскании 264 600 рублей компенсации за незаконное использование товарного знака, расходов по уплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Шанель САРЛ в лице представителя общества с ограниченной ответственностью «ТКМ» обратилось в суд к индивидуальному предпринимателю Худорбаевой Светлане Станиславовне о взыскании 264 600 рублей компенсации за незаконное использование товарного знака, расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование иска указано, что истец в соответствии с выданными доверенностями представляет интересы компании Шанель САРЛ по защите объектов интеллектуальной собственности. Ответчик своими действиями по введению в гражданский оборот без разрешения истца товара с незаконным воспроизведением товарного знака «Chanel» без наличия каких-либо документов, подтверждающих законность его изготовления и нахождения в товарном обороте, нарушил исключительные права Шанель САРЛ на принадлежащие ей объекты интеллектуальной собственности. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании компенсации.

Определением суда от 01.10.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

26.10.2021 ответчик представила отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым с заявленными требованиями не согласилась ввиду необоснованности, указав, что спорный товар принадлежит продавцу Вовк Е.Ю., был приобретен последней на рынке в Москве и реализован без уведомления и разрешения ответчика.

Истец и ответчик о рассмотрении дела уведомлены надлежаще в порядке ст. 123 АПК РФ.

Информация о деле размещена на официальном сайте арбитражного суда Сахалинской области по адресу: info@sakhalin.arbitr.ru.

22.11.2021 вынесена резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

В соответствии со ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Составление мотивированного решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке при отсутствии заявления стороны или апелляционной жалобы, не противоречит положениям ст. 229 АПК РФ.

С учетом изложенного, мотивированное решение изготовлено судом по собственной инициативе.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, Худорбаева Светлана Станиславовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17 июля 1996 года администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 6317Д, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 650100250588.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данные регистрационные сведения внесены 24 февраля 2004 года Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Сахалинской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304650105500044.

В числе заявленных видов экономической деятельности указана торговля розничная изделиями из кожи и дорожными принадлежностями в специализированных магазинах (код по ОКВЭД 47.72.2).

Судом установлено, что 04 декабря 2018 года в 15 часов 50 минут сотрудниками управления в торговом месте № 230, расположенном в ТЦ «Панорама» по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, 231, арендуемом и эксплуатируемом ответчиком, был выявлен факт реализации предпринимателем товара с содержанием незаконного воспроизведенного чужого товарного знака «Chanel» или сходных с ним обозначений для однородных товаров - кошелек-конверт красного цвета с нанесенным на поверхность товарным знаком «Chanel», без наличия каких-либо документов, подтверждающих факт законности их изготовления и нахождения в товарном обороте.

По данному факту решением Арбитражного суда Сахалинской области от А59-4628/2019 ответчик ИП Худорбаева С.С. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 50 000 рублей и конфискацией товара.

14 августа 2019 года в рамках контрольных мероприятий сотрудниками полиции в торговом месте № 209 универмага «Сахалин» г. Южно-Сахалинск, арендуемом и эксплуатируемом ответчиком, установлен факт реализации товара с незаконным воспроизведением товарного знака «Chanel» - два кошелька-конверта красного цвета, содержащие незаконное воспроизведение товарных знаков, правообладателем которых является компания «Chanel SARL», без наличия каких-либо документов, подтверждающих законность его изготовления и нахождения в товарном обороте.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.12.2019 по делу № 6674/2019 ответчик ИП Худорбаева С.С. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 50 000 рублей и конфискацией товара.

Таким образом, факт реализации ответчиком товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака Шанель САРЛ, установлены вступившими в законную силу решениями арбитражного суда по ранее рассмотренным делам и в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, урегулированы частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу статьи 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если названным Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены названным Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Согласно пункту 1 статьи 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, товарные знаки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ).

На основании положений Мадридского соглашения «О международной регистрации знаков» от 14.04.1891 (в редакции от 02.10.1979) товарные знаки получают защиту в каждой из стран, присоединившихся к этому соглашению, в частности, в Российской Федерации.

Из содержания пункта 2 статьи 1 указанного Соглашения следует, что правообладатели могут обеспечить во всех странах-участницах Соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности, упомянутое в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

Согласно положениям статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ определено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В частности, исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем товарного знака приобретателю исключительного права на товарный знак на основании договора об отчуждении исключительного права на товарный знак (статья 1488 ГК РФ) или по лицензионному договору (статья 1489 ГК РФ).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещен незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482, установлено, что обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В пункте 42 данных Правил предусмотрено, что сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:

- звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;

- графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;

- смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Аналогичные критерии закреплены в Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденном Приказом Роспатента от 24.07.2018 № 128.

В названном Руководстве, в числе прочего, установлено, что в выводе о сходстве сравниваемых товарных знаков до степени смешения также должен учитываться факт наличия однородности товаров и/или услуг, в отношении которых товарные знаки зарегистрированы. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.

В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Спорная продукция (женские кошельки-конверты) содержит незаконное воспроизведение словесного и изобразительного товарных знаков с регистрационными номерами:

135 ; 136 .

Согласно сведениям из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенным в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.fips.ru/), данные товарные знаки зарегистрированы Федеральной службой по интеллектуальной собственности за правообладателем – компанией «Chanel Sarl», Ке дю Женераль-Гиса 24, 1204 Женева, Швейцария (CH)

Интересы указанной иностранной компании в Российской Федерации на основании доверенности от 08.01.2018 представляет ООО «ТКМ» (105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 36, стр. 1).

Данный факт представительства также подтверждается письмом ФТС России от 04.07.2017 № 14-40/36008 «О товарных знаках компании «ШАНЕЛЬ САРЛ».

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как указано в п.п. 12 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 23.06.2015, по смыслу ст. 15 ГК РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с её возмещением, следует принимать во внимание, что её расчёт, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика убытков в размере 264 600 рублей. Размер убытков определен истцом исходя из цен на оригинальную продукцию, актуальных на дату изъятия контрафактной продукции на основе принципа, что одна единица контрафактной продукции вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции.

Данный принцип нашел свое подтверждение в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»: «устанавливая размер ущерба правообладателю, следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям. При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлена путем проведения экспертизы (например, в случаях, когда их стоимость еще не определена правообладателем)».

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.11.2012 № 8953/12 указал, что в целях восстановления имущественного положения правообладатель должен быть поставлен в такие условия, в которых находился бы, если бы объект интеллектуальной собственности использовался правомерно. То есть, вероятно, что, если бы не было нарушения исключительных прав на товарные знаки, правообладатели увеличили бы свою имущественную массу пропорционально не реализованной по вине Ответчика оригинальной продукции.

Истцом в обоснование заявленных требований также указано, что в результате нарушения Ответчиком исключительных прав на чужие товарные знаки, часть потребителей товаров правообладателей ушла к нарушителю, а репутации правообладателей причинен ущерб от использования потребителями некачественных контрафактных товаров, введенных в оборот нарушителем.

Согласно справкам официального представителя правообладателя от 11.12.2018 и от 28.08.2018, с применением цен оригинальной продукции компании ввиду отсутствия аналогов изъятого у ответчика товара в модельном ряду товаров, производимых, поставляемых и реализуемых компанией «Chanel Sarl» на территории РФ, общая сумма причиненного ответчиком ущерба составляет 264 600 рублей (88 200 рублей * 3 кошелька-конверта красного цвета).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности заявленных истцом требований и удовлетворяет иск в заявленном размере, то есть в сумме 264 600 рублей.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 229 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Худорбаевой Светланы Станиславовны в пользу Шанель САРЛ 264 600 рублей компенсации за незаконное использование товарного знака, 8 292 рубля расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Копию решения направить сторонам.

Судья О. А. Портнова