ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/20 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело 2а-274/2020

УИД 36RS0004-01-2019-005932-57

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2020 года г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителю администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по экономике ФИО3 о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказах по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с возложением обязанности утвердить схему на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с КН по заявлениям от 08 июля 2019 г. и 02 августа 2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г. Воронежа на рассмотрение поступило административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителю администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по экономике ФИО3 о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказах от 09 августа 2019 г. № 03-09/1-4856 и 23 октября 2019 г. № 03-09/1-6648, по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с возложением обязанности утвердить схему на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с КН , по заявлениям от 08 июля 2019 г. и 02 августа 2019 г.

Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, письменных пояснениях, что ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок 2 «а» с кадастровым номером , по договору аренды от 18 февраля 2016 г. № 13/16 и собственником возведённого на нём объекта недвижимости. Между административными истцами ФИО1 и ФИО2 заключен договор совместной деятельности от 29 марта 2018 г.

Полагая, что собственник объекта недвижимости вправе выкупать часть земельного участка, на котором он расположен, необходимую для эксплуатации этого объекта недвижимости, арендатор направил 08 июля 2019 г. и 02 августа 2019 г. в администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области предложения по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью его приобретения согласно ст. 39.20 ЗК РФ. С учетом отсутствия у административного истца обязанности подготовки схемы, подлежит применению п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ, который устанавливает, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.

Считает, что поданное заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является одним из этапов предварительного согласования предоставления земельного участка, как и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается положениями п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ. Кроме того, процедура предварительного согласования предоставления земельного участка является обязательной для предоставления земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости, что подтверждается ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. Для других целей схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утверждается (ст. 11.4 Земельного кодекса РФ). Таким образом, по убеждению административных истцов, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является одновременно и заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На поданные арендатором заявления, администрация ответила отказами в утверждении схемы от 09 августа 2019 г. № 03-09/1-4856 и от 23 октября 2019 г. № 03-09/1-6648.

Административные истцы полагают вынесенные отказы в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконными, как нарушающими принадлежащее им право на приобретение земельного участка в собственность согласно ст. 39.20 ЗК РФ.

Правоотношения по утверждению схемы расположения земельного участкаурегулированы ст. 11.10 ЗК РФ и отказ в подготовке схемы расположения земельного участка противоречит п. 3 данной статьи. Ссылку административного ответчика в оспариваемом отказе от 09 августа 2019 г. на п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ истцы полагают незаконной, поскольку договор аренды спорного земельного участка расторгнут.

При обращении с ранее поименованными заявлениями в администрацию, был приложен подготовленный проект схемы, несмотря на то, что её предоставление является правом гражданина. Заявитель отказался от реализации предусмотренного п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ права самостоятельной подготовки схемы, в связи с чем, в данном случае орган местного самоуправления обязан подготовить эту схему самостоятельно, согласно положений с п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ.

При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Давая толкование положениям п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ которая устанавливает, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка, истцы полагают, что следует отличать действия заявителя по обращению в уполномоченный орган с заявлением и по даче заявителем согласия уполномоченному органу на утверждение иного варианта схемы. Второе действие отличается от первого в частности тем, что оно, как и любое согласие, является ответом на предложение другой стороны дать это согласие. Таким образом, исходя из положений статьи 431 ГК РФ и буквального значения содержащихся в норме п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ слов и выражений, можно сделать вывод о правах и обязанностях субъектов этой нормы: при отказе уполномоченного органа в утверждении предложенной заявителем схемы расположения земельного участка, он обязан разработать и предложить заявителю другую схему расположения земельного участка и в случае письменного согласия заявителя утвердить её.

При таких обстоятельствах, наличие у органа публичной власти обязанности самостоятельно разработать схему расположения земельного участка, подтверждается толкованием положений п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ, данным п.п. 3.1.2 Административного регламента Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории», утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 г. № 106, тогда как об отсутствии у собственника здания, расположенного на спорном земельном участке, обязанности по разработке схемы расположения земельного участка кадастровом плане территории свидетельствуют положения: п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ содержащие указание на право, а не на обязанность; п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ который устанавливает, что при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Ссылку ответчиков на административный регламент администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» от 10 мая 2016 г. № 419 истцы полагают необоснованной, поскольку данный документ не подлежит применению, как не соответствующий положениям Земельного кодекса РФ, в части отсутствия обязанности администрации самостоятельной разработки данной схемы.

В судебном заседании 23.01.2020 г., с целью представления истцами по предложению суда дополнительных доказательств, в том числе подтверждающих факты обращения в адрес администрации с соответствующими заявлениями, объявлялся перерыв до 30.01.2020 г.

В судебное заседание 23.01.2020 г. административный истец ФИО2, административные ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции. Присутствовавший в данном судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требовании поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

После перерыва в судебное заседание 30.01.2020 г. стороны не явились, явку своих представителей не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, истцовой стороной истребованных судом дополнительных доказательств представлено не было. От административных ответчиков ранее поступили письменные возражения по иску.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

С учетом изложенного и в силу положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С административным иском об обжаловании вынесенных отказов от 09.08.2019 г. и 23.10.2019 г. административные истцы обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа 07 ноября 2019 года, то есть в пределах установленного трехмесячного срока. В связи с чем, суд полагает срок на обращение за защитой своих прав административными истцами не пропущенным.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела определены судьей при подготовке дела к судебному разбирательству и указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено посредством почтового отправления и получено участвующими в деле лицами.

Как установлено материалами дела, представленными копиями судебных актов, 18.02.2016 г. между администрацией Бабяковского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области и ФИО1 был заключен договор аренды № 13/16 земельного участка с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства складских помещений, площадью 4081 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с пунктом 2.1. договора срок аренды земельного участка устанавливается с 18.02.2016 г. по 18.02.2036 г. 16.03.2017 г. администрацией Бабяковского сельского поселения Новоусманского муниципального района передан по акту приема-передачи вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 18 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Воронежского областного суда от 01 августа 2019 года, удовлетворены исковые требования отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области к ФИО1 о расторжении договора аренды, взыскании задолженности по арендной плате, пени. Указанным решением суда расторгнут договор аренды № 13/16 от 18.02.2016 г. земельного участка, с ФИО1 взыскана задолженность по арендной плате, пени, расходы по оплате госпошлины.

Как видно из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1, на переданном в аренду земельном участке, был возведен склад, площадью 4,8 кв.м., право собственности на который было зарегистрировано за ФИО1 03.04.2018 г.

Между административными истцами 29.03.2018 г. заключен договор о совместной деятельности, предметом которого является соединение его сторонами вкладов с целью строительства на вышеуказанном земельном участке. Вкладом ФИО1 является право аренды данного земельного участка, вкладом ФИО2 – 100 000 руб.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, в связи с чем, признаны судом установленными.

08 июля 2019 г. ФИО1 обратился в администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области с письменным заявлением, в котором просил согласно п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в течение трех дней подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Информировал публичный орган о том, что согласно п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ арендатор земельного участка не обязан, а лишь вправе подготовить такую схему и в настоящем деле арендатор не намерен реализовывать это право.

На вопросы суда, для каких целей к заявлению была приложение схема расположения земельного участка на кадастровом плане, ФИО1 пояснял, что она была приложена не для утверждения, а для примера, о чем он, ФИО1, пояснял в заявлении, сообщая, что в качестве земельного участка, схема которого будет утверждена администрацией, предлагает использовать земельный участок, изображенный на приложенной схеме - расположенный под принадлежащим заявителю объектом недвижимости и необходимый для подъезда к нему.

Соотнося заявление административного истца ФИО1 с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, суд полагает необходимым указать на отсутствие определённо сформулированного требования подателя заявления, применительно к приложенной для образца схеме. В заявлении имеется просьба подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако податель не указывает сведений, индивидуализирующих земельный участок. Тогда, как из приложенной схемы усматривается желание её составителя разделить арендованный земельный участок с образованием земельных участков ЗУ 1 и ЗУ 2 по приложенной схеме и её утверждения.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 пояснял, что целью обращения с данным заявлением было выражение его согласия на разработку и утверждение схемы расположения земельного участка административным ответчиком самостоятельно. Однако, исходя из буквального толкования слов и содержащихся в данном заявлении формулировок, суд приходит к выводу, что целью обращения ФИО1 являлось получение им муниципальной услуги, результатом которой является утверждение администрацией схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, согласно приложенной к заявлению схемы. Иное из данного обращения не следует, что так и было истолковано административным ответчиком.

Письмом от 09 августа 2019 г. № 03-09/1-4856, за подписью заместителя администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по экономике ФИО3, ФИО1 было разъяснено, что согласно п. 6 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности может быть обеспечена гражданином.

Также ФИО1 разъяснен порядок предоставления схемы расположения земельного участка и необходимость соответствия требованиям административного регламента администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области «Утверждение и выдача схем расположения земельных участком на кадастровом плане территории» № 419 от 10.05.2016 г. и требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762.

Как пояснял в ходе рассмотрения дела ФИО1, 02 августа 2019 г., то есть до истечения установленного месячного срока оказания запрашиваемой им муниципальной услуги, он повторно обратился в администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области с уточняющим заявлением, в котором просил согласно п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовить и утвердить схему раздела земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приложению (предложение о форме земельного участка, который заявитель просит предоставить, выписки из ЕГРН о сооружении) с целью его приобретения согласно ст. 39.20 ЗК РФ, как собственником расположенного на нём сооружения. В судебном заседании ФИО1 пояснил, что обращение от 02.08.2019 г. направлялось взамен неверно оформленного обращения от 08.07.2019 г.

Письмом от 23.10.2019 г. исх. № 03-09/1-6648 ФИО1 предложено самостоятельно подготовить схему раздела земельного участка с учетом Правил землепользования и застройки Бабяковского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, утвержденных Советом народных депутатов Бабяковского сельского поселения от 02.11.2012 г № 23 и разъяснен порядок предоставления расположения схемы земельного участка, согласно административного регламента администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» № 419 от 10.05.2016 г. и необходимости соответствия заявления об утверждении схемы требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762.

Как следует из административного иска и пояснений ФИО1, по обращению от 02.08.2019 г. ответчиком был дан оспариваемый им ответ письмом от 23.10.2019 г. исх. № 03-09/1-6648. Однако, как следует из представленных в материалы дела письменных возражений административного ответчика, обращение от 02.08.2019 г. в их адрес не поступало, а ответ от 23.10.2019 г. был дан на иное поступившее от ФИО1 обращение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 было предложено представить суду доказательства направления в адрес администрации обращения от 02.08.2019 г. и его получения последней, для чего в судебном заседании 23.01.2020 г. был объявлен перерыв до 30.01.2020 г. Однако, после перерыва истцы в судебное заседание не явились, доказательств в подтверждение факта направления обращения не представили.

В связи с непредставлением истцовой стороной доказательств направления обращения от 02.08.2019 г., а также в отсутствие обращения, на который был дан ответ от 23.10.2019 г., не представляется с достоверностью установить просьбу, которая была адресована административному ответчику, в отсутствие чего не представляется возможным определить и законность и обоснованность данного администрацией ответа, изложенного в письме от 23.10.2019 г.

При этом суд полагает необходимым отдельно отметить, что обращение ФИО1 от 02.08.2019 г. об утверждении схемы земельного участка, не соответствовало требованиям, предъявляемым к нему административным регламентом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» № 419 от 10.05.2016 г., Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762.

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам, реализуя свое право на обращение свободно и добровольно. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.05.2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг - друга. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Принимая во внимание несоблюдение административным истцом процедуры, порядка, а также требований, предъявляемых к такому обращению административным регламентом, суд приходит к выводу, что обращение ФИО1 от 02.08.2019 г. верно оставлено административными ответчиками без рассмотрения по существу. Однако, в установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке и сроки, администрацией на обращение административного истца был дан исчерпывающий ответ, с указанием допущенных им ошибок и несоответствий. Указанные недостатки заявителем в дальнейшем исправлены не были, с надлежаще оформленным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1 не обращался. При этом, несогласие заявителя, реализовавшего свое право на обращение в администрацию, с содержанием ответа на обращение, не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействий) государственного органа либо его должностных лиц, тем более в отсутствии доказательств заявленной истцом правовой позиции.

В обоснование незаконности отказов по утверждению схемы расположения земельного участка, выраженных в письмах от 09.08.2019 г. и 23.10.2019 г., в судебном заседании ФИО1 указывал на наличие у администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области самостоятельно и в отсутствие выраженного с его стороны согласия (без его согласия), разработать и представить ему для согласования и дальнейшего утверждения схему расположения земельного участка, который в дальнейшем будет им приобретен в собственность.

Оценивая законность довод в этой части, суд полагает необходимым отметить прежде всего, что положения административного регламента администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» № 419 от 10.05.2016 г. не предусматривают процедур разработки органом местного самоуправления такой схемы самостоятельно, с последующим её предоставлением на утверждение, в том числе и без дачи на то предварительного согласования лицу, в пользу которого раздел такого участка будет произведен.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлениями администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 14.05.2015 г. № 929 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» (в редакции постановления от 13.07.2015 года № 1063), от 08.12.2015 г. № 1505 «Об утверждении перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Новоусманского муниципального района» (в редакции постановления от 15.04.2016 года № 334), администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области был утвержден административный регламент администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории».

В рамках действия настоящего административного регламента осуществляется предоставление государственной услуги – «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории».

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с положениями административного регламента муниципальная услуга предоставляется на основании заявления, поступившего в администрацию. Форма заявления приведена в приложении № 1 к настоящему административному регламенту.

Заявление представляется заявителем лично в администрацию либо направляется заявителем в администрацию на бумажном носителе посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Единого портала и (или) Регионального Портала.

Заявление должно быть подписано заявителем либо представителем заявителя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

- копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должна соответствовать требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № 762.

В соответствии с положениями п.п. 2.6.1.2 административного регламента в случае образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, муниципальная услуга предоставляется на основании заявления, поступившего в администрацию по заявлению, форма которого приведена в приложении № 1 к настоящему административному регламенту.

Заявление представляется заявителем лично в администрацию либо направляется заявителем в администрацию на бумажном носителе посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в форме электронного документа по выбору заявителя. Подписывается надлежащим образом, в зависимости от выбранного способа его подачи.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов).

Заявление и прилагаемые к нему документы, представляемые в форме электронного документа, должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории должна соответствовать требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить:

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае, если заявитель является юридическим лицом);

- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае, если заявитель является индивидуальным предпринимателем);

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;

- выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке или уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;

- кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке (в случае раздела земельного участка, который находится в муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования).

Заявитель вправе представить указанные документы самостоятельно.

Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении услуги.

Запрещается требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; - представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области и муниципальными правовыми актами Новоусманского муниципального района Воронежской области находятся в распоряжении администрации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги:

- проведение кадастровых работ в целях выдачи межевого плана, представление технического плана, акта обследования (2.6.3).

Регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с п.п. 2.8.1 административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Помимо оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленных пунктом 2.8.1, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в случае образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона являются: - в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;

- земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

- земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;

- земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;

- земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

- земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

- в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

- в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

- земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

- земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (2.8.2.).

В соответствии с положениями 3.1.1 административного регламента по предоставлению Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

- рассмотрение представленных документов, истребование документов (сведений), указанных в пункте 2.6.2 настоящего административного регламента, в рамках межведомственного взаимодействия;

- подготовка проекта постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

- выдача (направление) заявителю постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

При предоставлении муниципальной услуги предусмотрено совершение определённой последовательности действий, включая направление межведомственных запросов и проведение проверки заявления и прилагаемых документов с направлением представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на согласование в уполномоченные органы; подготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае если данный документ не представлен заявителем) и направляет на согласование в уполномоченные органы (п. 3, п.п. 3.3.4 административного регламента).

В соответствии с положениями п.п. 3.3.8 административного регламента по результатам полученных сведений (документов) специалист, уполномоченный на рассмотрение представленных документов, принимает решение о подготовке проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о подготовке уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Результатом административной процедуры является принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Предоставление государственной услуги осуществляется с момента поступления в администрацию муниципального образования заявления с пакетом документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать одного месяца со дня поступления от заявителя заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (п.п. 2.4.1 административного регламента).

Указанная процедура обращения ФИО1 соблюдена не была.

Также, в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельными участкам.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

проектная документация лесных участков;

утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства

Форма, формат или требования к подготовке схемам расположения земельного участка утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Приказ № 762).

На основании п. 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно положений ч. 1, 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 6 ст.11.10 ЗК РФ).

Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 19).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с положениями ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

С учетом приведенных нормативных положений администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области наделено полномочиями собственника поименованного земельного участка.

Указывая на незаконность действий административных ответчиков по отказу самостоятельно разработать и утвердить схему расположения земельного участка, административный истец ФИО1 ссылается на нарушение ответчиками положений пункта 12 статьи 39.15 ЗК РФ, согласно которого при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Прежде всего суд полагает необходимым отметить, что положения данной статьи предоставляют уполномоченному органу право, и только при наличии соответствующего предварительного согласия, разработать такую схему самостоятельно, но не возлагают на такой орган обязанности по разработке такой схемы, которая должна была быть исполнена в отношении каждого обратившегося с таким заявлением лица.

Как видно из заявления ФИО1 от 08.07.2019 года, истец просит в качестве земельного участка, схема которого будет утверждена администрацией, использовать земельный участок, изображенный на приложенной к заявлению схеме. То есть, по сути, истец просит утвердить приложенную к обращению схему.

При этом, как следует из текста данного заявления, необходимое в соответствии с указанным истцом п. 12 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ письменное согласие ФИО1 об утверждении иного варианта схемы расположения земельного участка, в данном заявлении отсутствует, а равно как и ссылка на указанную норму закона. Из требований истца следует, что он претендует на подготовку схемы расположения земельного участка в границах, которые указаны в приложенной им схеме.

Однако, подготовка такого документа в отсутствие законных оснований для утверждения схемы, будет противоречить положениям ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Таким образом, возможность утверждения схемы с применением положений ст. 39.15 ЗК РФ поставлена в зависимость от соблюдения заявителем установленной административным регламентом процедуры обращения за утверждением такой схемы, что ФИО1 в данном случае исполнено не было.

Кроме того, положения ст. 39.15 ЗК РФ регламентируют вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка.

Так в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу (части 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ).

При этом, как следует из материалов дела, поданное ФИО1 обращение от 08.07.2019 г. не являлось заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а являлось просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка, без указания цели утверждения такой схемы.

С учетом чего суд приходит к выводу, что в данном случае положения п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ к спорным отношениям не применимы.

Отказа ФИО1 от реализации предоставленного ему п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ права на подготовку схемы расположения земельного участка, в данном случае при отсутствии четко выраженного согласия на подготовку такой схемы административным органом, не порождает у последнего обязанности по самостоятельной подготовке такой схемы.

Кроме того, суд считает, что оспариваемое административными истцами бездействие администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителя администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по экономике ФИО3 о выразившееся в отказах по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не могут нарушать права, свободы и законные интересы ФИО1, поскольку не оспаривая наличие у последнего исключительного права на получение в собственность части земельного участка занятого объектом недвижимости и необходимого для его обслуживания, ответчики в оспариваемых ответах указывают лишь на способ и процедуру приобретения такого участка.

В соответствии с частью 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 ст. 11.10 ЗК РФ). ФИО1 толкует данные положения законодательства, как предоставленную возможность, но не как установленную обязанность, ссылаясь в том числе, на положения ст. 39.15 ЗК РФ. Из положений п. 2 ч. 2, ч. 12 ст. 39.15 ЗК РФ усматривается, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Предметом рассмотрения настоящего спора являются отказы администрации муниципального образования в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В данном случае ФИО1, воспользовавшись предоставленным ему правом, самостоятельно подготовил схему расположения земельного участка, которую представил в уполномоченный орган, пояснив, что он лишь вправе предоставить такую схему. При этом ФИО1 не сообщал об отказе в её самостоятельном изготовлении, что следует из текста заявления от 08 июля 2019 г. Не информировал о его согласии на её составление административных ответчиков в ином варианте, отличном от отображённого на схеме, приложенной поданному заявлению (образцу).

Анализируя применительно к изложенному поведение административных ответчиков в рассматриваемых правоотношениях, оснований полагать, что оно не соответствовало закону, нарушало права заявителя, равно как административными ответчиками допущено незаконное бездействие при решении вопроса о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в порядке, установленном ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, не имеется; доводы истцов об обратном не нашли своего объективного подтверждения; несогласие заявителей с ответами на обращения об обратном не свидетельствует; вопросы подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка представляют собой один из этапов предоставления на том или ином праве земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и не существуют в отрыве от установленного порядка его решения, в том числе не осуществляются органом отдельно в отсутствие заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку только при рассмотрении данного вопроса в совокупности собственник земельного участка может уяснить цели образования объекта недвижимости, права претендента на получение, изучить вопросы предназначения такого земельного участка, в том числе с точки зрения соразмерности его площади для эксплуатации расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю. Именно в связи с этим законодатель предусмотрел, что после подготовки заявителем схемы расположения земельного участка, который предстоит образовать (т.е. самостоятельно), следующим этапом является подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании представления вновь образуемого участка; именно решение вопроса о предоставлении гражданину конкретного земельного участка требует от государственного органа (органа власти муниципального образования) утверждения схемы расположения земельного участка, который необходимо образовать.

Таким образом, принимая во внимание несоблюдение ФИО1 предусмотренных как вышепоименованным административным регламентом администрации, так ст. 39.15 ЗК РФ процедур обращения с соответствующими заявлениями, непредставление им необходимых к тому документов, отсутствие четко сформулированной просьбы в данных обращениях, а также правовых норм, на основании которых она подлежит исполнению, отсутствие в обращениях четко выраженного согласия в силу п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, а равно как и не допустимость её применения в данных конкретных правоотношениях, факт рассмотрения поданных обращений в соответствии с положениями 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», а равно как и отсутствие факта нарушении прав ФИО1 как в силу закона содержанием данных ответов, так и прав на получение в собственность земельного участка, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в ходе рассмотрения дела истцами не были представлено ни одно направленного административным ответчикам письменного обращения содержащего в себе недвусмысленно выраженное согласие по п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, а равно как и ссылку на эту статью.

Рассматривая административные требования о возложении обязанности на администрацию Новоусманского муниципального района <адрес> по утверждению схемы на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с КН по заявлению от 08 июля 2019 г., суд полагает, что он не вправе вмешиваться в установленную законом процедуру рассмотрения заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий (путём раздела исходного земельного участка), возлагая на административного ответчика обязанность принять конкретное решение.

Суд также не усматривает нарушений прав истца ФИО2, поскольку с соответствующими заявлениями обращался ФИО1, которому были адресованы оспариваемые отказы.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. При этом, способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям его нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Как видно из материалов дела, объект недвижимого имущества на спорном участке возведен, право собственности зарегистрировано за ФИО1, в связи с чем, цель договора о совместной деятельности истцами достигнута, договор исполнен, в связи с чем, ФИО2 участником спорных правоотношений в настоящее время не является, восстановление нарушенного права не требуется.

Ссылка истцовой стороны на административный регламент Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области правового значения не имеет, поскольку к спорным правоотношения он не применим.

Довод о неприменении административного регламента администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 10.05.2016 г. № 419, как противоречащего положениям п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ, судом отклоняется как не обоснованный, поскольку указанный регламент в установленном законом порядке не отменен, недействительным не признан, в судебном порядке не оспорен, в связи с чем, ограничения к его применению к спорным правоотношениям отсутствуют.

В целом суд полагает необходимым отметить, что не оспаривая установленное закон право ФИО1 на получение в собственность части земельного участка, занятого объектом недвижимого имущества, а также предусмотренную п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ обязанность по подготовка схемы расположения земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, заявителем не соблюдены и не выполнены установленные как вышеуказанным регламентом, так и положениями ст. 39.15 ЗК РФ, условия и порядок обращения в уполномоченный орган за реализацией своих прав и исполнения ответчиками своих обязанностей. Нарушение заявителем указанной процедуры в свою очередь свидетельствует о законности оспариваемых отказов, что не лишает ФИО1 права повторно обратиться к административным ответчикам с надлежаще оформленными заявлениями.

Кроме того, реализация предоставленного стороне права зависит от воли данной стороны и такая реализация осуществляется посредством совершения такой стороной активных действий. Так, инициируя процедуру приобретения в собственность расположенного под объектом недвижимости земельного участка, ФИО1 обязанность по совершению активных действий с целью реализации принадлежащего ему права возлагается на административных ответчиков, что не допустимо.

Иные высказываемые ФИО1 доводы являются его субъективным толкованием и интерпретацией и не соответствуют смыслу, изначально вкладываемому законодателем в спорные нормы Земельного кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, заместителю администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по экономике ФИО3 о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказах по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с возложением обязанности утвердить схему на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с КН по заявлениям от 08 июля 2019 г. и 02 августа 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято в установленные десять рабочих дней 13 февраля 2020 года.