ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4665/2022 от 16.08.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2а-4665/2022

66RS0001-01-2022-003991-02

мотивированное решение

составлено 16.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Глухове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее – ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области) в размере 1000 000 рублей.

В качестве нарушения условий содержания в период с мая 2006 года по октябрь 2012 года в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области указал на несоблюдение жилой нормы площади на одного человека, необеспечение вещевым довольствием и минимальными нормами питания, недостаточное количество унитазов, умывальников и помывку один раз в неделю.

В судебном заседании 05.07.2022 к участию в деле привлечен административный ответчик - ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области.

О времени и месте судебного заседания административный истец ФИО1 извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, письменных возражениях просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Поскольку лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о личном участии в судебном заседании либо об отложении судебного заседания не ходатайствовали, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил).

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно положениям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет моральный вред как физические или нравственные страдания гражданина, причиненные действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, который подлежит возмещению путем возложения судом на нарушителя обязанности денежной компенсации указанного вреда; устанавливает обязанность суда при определении размеров компенсации морального вреда принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, учитывать характер, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, а также исходить из требований разумности и справедливости. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред (статья 151, пункт 2 статьи 1101 названного Кодекса).

Из материалов дела следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 12.05.2006 по 25.10.2012.

Лимит наполнения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области в 2003 году составлял 1650 человек, с 24.07.2009 – 1850, включая участок колонии-поселения на 50 мест и ПФРСИ на 61 место, с 17.08.2012 – 1825, включая участок колонии-поселения на 25 мест.

В спорный период ФИО1 отбывал наказание в отряде № 11 исправительной колонии. Количество спальных мест в отряде № 11 составляло - 130, количество осужденных в отряде в среднем составляло 130 человек, площадь помещений для расположения отряда составляла - 346,4 кв.м., то есть норма жилой площади на одного человека превышала установленные законом 2 кв.м. Он был обеспечен индивидуальным спальным местом. В помещении общежития отряда № 11 естественная вентиляция осуществлялась путем проветривания через окна. В каждом помещении общежития отряда № 11 оконные проемы оборудованы стеклопакетами размером 165х130 см в количестве 18 шт. Доступ свежего воздуха и дневного света через окна обеспечен. В помещении общежития отряда № 11 имелось искусственное освещение. В дневное время освещение в помещении общежития отряда № 11 производилось светильниками в количестве 15 штук с одной лампой накаливания мощностью 100 Вт (с 06:00 до 22:00). В ночное время освещение в помещении общежития отряда № 11 производилось настенными светильниками в количестве 5 штук с одной лампой накаливания мощностью 40 Вт (с 22:00 до 06:00). При неисправности освещения (перегорания электролампы), лампы заменялись незамедлительно. Отопление в помещении общежития отряда № 11 было централизованное, подаваемое ОАО "БАЗ". В помещении общежития отряда № 11 имелись термометры. Средняя температура в зимний период составляла + 20°С, в летний период +23°С. Санитарное состояние отряда № 11 удовлетворительное. Трудоустроенными дневальными отряда 3 раза в день проводилось проветривание помещений, влажная уборка. Необходимый инвентарь для проведения уборок (ведра, веники, тряпки) в наличии имелся. Ежегодно проводятся косметические ремонты отрядов и коммунально-бытовых объектов. В общежитии отряда № 11 имеется отдельное помещение санузла, изолированное от жилых помещений отряда. Санузел оборудован 4 унитазами и 4 раковинами, что противоречит требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", которыми установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512). В спальных помещениях отряда № 11 оборудовано место для хранения верхней одежды.

Согласно минимальной норме материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН и ФСБ Российской Федерации, на мирное время Постановления Правительства РФ № 205 от 11.04.2005 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН и ФСБ Российской Федерации, на мирное время" ежемесячно и вновь прибывшим в учреждение выдаются по ведомости индивидуальные средства гигиены. Индивидуальные средства гигиены укомплектованы в наборы, выдаются в заводской упаковке. Согласно вышеуказанного Постановления Правительства РФ в состав гигиенического набора входят: туалетное мыло, зубная паста, одноразовая бритва, туалетная бумага. Ежемесячно и вновь прибывшим в учреждение выдается мыло хозяйственно.

С 2005 по 2013 обеспечение вещевого довольствия осужденных регламентировалось приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.06.2005 № 85 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".

С 2014 порядок обеспечения и нормы вещевого обеспечения осужденных установлены приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (далее - Приказ).

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 3 к Приказу вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде.

Согласно пункта 2 Приложения № 3 к Приказу сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.

В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости (Приложение № 3 к Приказу).

Информация о выдаче осужденному ФИО1, средств индивидуальной личной гигиены и вещевого имущества за период с 2006 по 2012 гг., отсутствует, так как согласно приказу Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" 5-летний срок хранения учетных документов истек.

Питание осужденного ФИО1 организовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания и материально - бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально - бытового обеспечения обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время". Обеспечение продуктами питания составляло 100% за счет централизованных поставок и самообеспечения продуктами собственного производства. Перебоев в обеспечении продуктов при организации гарантированного питания в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области допущено не было. Продукты в котел закладывались в полном объеме без допущения экономии в соответствии с раскладкой продуктов питания, утвержденной начальником учреждения. Закладка продуктов питания осуществлялась в присутствии ответственного сотрудника исправительного учреждения, о чем делались записи в книге учета контроля за качеством приготовления пищи.

До 16.12.2016 осужденные посещали помывочное отделение исправительного учреждения 1 раз в неделю, согласно установленному администрацией учреждения графику, что соответствовало п. 5.1 Инструкции главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 08.11.2001 № 18/29-395 "По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных". Время помывки отряда составляло 4 часа.

В период отбывания наказания истец с какими-либо жалобами на условия содержания в адрес администрации учреждения или вышестоящие, надзорные органы не обращался.

Согласно справок по личном делу и о судимости ФИО1 освобожден из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области 25.10.2012 в связи с отбытием срока наказания. В суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился в 2022 году. Обращение административного истца в суд по прошествии более чем 9 лит лишило административного ответчика объективной возможности представить суду доказательства о соблюдении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, поскольку 5-летний срок хранения первичных учетных документов, установленный приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, истек. В свою очередь административным истцом в материалы дела не представлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение условий содержания в исправительном учреждении, а также сведений о невозможности обращения в суд за защитой своих прав после освобождения в 2012 году из мест лишения свободы.

Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела, административным истцом не доказано и судом не установлено нарушений условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в несоблюдении нормы жилой площади на одного человека, необеспечении вещевым довольствием и минимальными нормами питания, предоставлении помывки реже, чем один раз в неделю. Вместе с тем, административный ответчик ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области не оспаривает недостаточное количество унитазов, умывальников в помещении отрада № 11, где содержался административный истец. Так, при наличии установленных 4 унитазов и 4 умывальников в помещении отряда содержалось до 130 человек.

Разрешая доводы административных ответчиков о соблюдении срока обращения в суд, необходимо обратить внимание на следующее.

Административное и гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения дела (ч. 5 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5, 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Административный истец обладал возможностью реализовать право на получение соответствующей компенсации незаконного бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в установленный законом срок.

Установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на момент обращения в суд 06.05.2022 ФИО1 пропущен за период содержания в исправительном учреждении до 12.10.2012, о наличии уважительных причин для его восстановления административный истец в иске не указал, доводов в отдельном ходатайстве о восстановлении срока не привел, соответствующее ходатайство не заявил.

То обстоятельство, что исковая давность на требования истца о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ в силу абз. 2 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется, не может служить основанием для продления сроков обращения в суд с иском о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

Как разъяснил в п. 7 своего постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

Административный истец заявил требования о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Данные требования рассмотрены в соответствии со ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей на момент обращения с административным иском в суд.

Поскольку требование о взыскании компенсации вреда, в рассматриваемом случае обосновано административным истцом допущенным бездействием со стороны исправительного учреждения по обеспечению надлежащих условий содержания, срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущен, что в силу ч. 8 названной статьи является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требований о компенсации морального вреда за период содержания в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 12.05.2006 по 25.10.2012.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Председательствующий