ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент проведения государственного земельного надзора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2010 N ГКПИ10-10 <О признании частично недействующим пункта 37 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утв. Приказом Минюста РФ от 27.12.2007 N 254>
Российской Федерации, до принятия которым соответствующего нормативного правового акта оспариваемый Административный регламент не может быть признан утратившим силу во избежание пробелов правового регулирования. Выслушав объяснения представителей Министерства экономического развития Российской Федерации С. и К., согласившихся с тем, что оспариваемая норма противоречит действующему с 1 июля 2009 г. законодательству, устанавливающему проведение проверок в отношении юридических лиц, а не в отношении земельных участков, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявленное требование удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора ), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
Постановление № 03АП-948/15 от 25.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
№ 294-ФЗ. Следовательно, указанный административный регламент также не предусматривает проведение административным органом рейдовой проверки, в ходе которой могут быть получены надлежащие доказательства выявленного правонарушения. Доказательств соблюдения процедуры внеплановой проверки Управлением Росрпироднадзора не представлено. Проверка проходила без предварительного согласования с прокурором, в проверке не принимал участие представитель ООО «Альтернатива», у ООО «Альтернатива» не были запрошены документы, подтверждающие факт добычи ПГС, основания для осуществления добычи. Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья 13.2 «Плановые (рейдовые) осмотры». Указанной нормой предусмотрена возможность проведения уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора ), а также органами
Постановление № А46-9056/15 от 10.05.2016 АС Омской области
(надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 1, пункты 6, 9 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ, пункт 3.28, подпункты 6, 9 пункта 3.29 Административного регламента). Кроме того, в статье 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), введенной в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ (статья 5), определены особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, включая проведение внеплановых проверок (пункт 6). С 12.01.2015 также действует Положение о государственном земельном надзоре , утвержденное постановлением Правительства от 02.01.2015 № 2 (далее – Положение), на основании пункта 2 которого государственный земельный надзор осуществляется, в частности Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно пункту 11 Положения внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Законом № 294-ФЗ и Федеральным законом «Об
Постановление № А84-170/2018 от 18.06.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
не препятствует осуществлению Департаментом предусмотренных статьей 8.3 Закона №294-ФЗ мероприятий по контролю за использованием земельных участков без взаимодействия с правообладателями таких земельных участков и не может служить основанием для признания незаконными действий по проведению соответствующих контрольных мероприятий. В рассматриваемой ситуации Департамент должен руководствоваться федеральным законодательством и разделом 3.2 Административного регламента, регулирующим мероприятия по контролю за использованием собственности города (в части, не противоречащей общим принципам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). По своей правовой природе предусмотренные в рамках муниципального земельного контроля плановые (рейдовые) осмотры (обследования) земельных участков соответствуют такому виду мероприятий по контролю в рамках государственного земельного надзора , как административное обследование объектов земельных отношений. Такое обследование проводится госорганом без участия правообладателей земельных участков в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (ст. 71.2 ЗК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ). Правила проведения такого обследования утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015
Постановление № А83-15194/17 от 11.07.2019 АС Центрального округа
лиц Госкомрегистра отсутствовали полномочия по проведению внеплановой выездной проверки в отношении общества, поскольку Административный регламент исполнения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной функции по государственному земельному надзору, утвержденный приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27.02.2015 года № П/43, на который ссылается административный орган в обоснование проведения своей проверки - признан утратившим силу согласно Приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27 апреля 2016 года № П/88. Кроме того, суды исходили из того, что вступившим в законную силу постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу №А83-12554/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа 24.10.2018, было установлено отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление органа государственного земельного надзора от 28.07.2017 №219 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено; учитывая выводы
Апелляционное определение № 33А-838/20 от 20.05.2020 Костромского областного суда (Костромская область)
не определен срок проведения должностными лицами Росреестра первой плановой проверки в отношении физического лица, являющегося правообладателем земельного участка. Положения пунктов 23 и 31 Административного регламента, предусматривающих проведение плановых проверок в отношении гражданина не чаще чем один раз в три года и истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки для включения гражданина в ежегодный план проведения плановых проверок, в рассматриваемом случае не нарушены. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действия административных ответчиков по проведению плановой документарной и выездной проверки 15 мая 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО9 №08-487-р от 20 марта 2018 года в установленном законом порядке административным истцом не оспаривались. Доводы о том, что в качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований не могут быть приняты во внимание