ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Акт потребления коммунальных услуг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12); срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306 (пункт 14); изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в том числе в случае изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N АКПИ19-821 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "ж" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, примечания 1 приложения N 2 к указанным Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643>
утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение положений части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила N 306, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2006 г., N 22, "Российской газете" 31 мая 2006 г. Данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1). Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.01.2020 N АКПИ19-848 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, и формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, формул 11, 12, содержащихся в пунктах 11, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части императивного закрепления определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса (услуги ) расчетным способом - путем определения разницы между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета и непредоставления возможности определения объема (количества) потребления исходя из показаний отдельного прибора учета для определения объема (количества) коммунальных ресурсов (услуг), потребляемых исключительно в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды). Как указывают административные истцы, в многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО "ЖЭК Свой Дом", установлены три вводных (общедомовых) прибора учета
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги , предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, от 25.02.2014 N
Решение № АКПИ19-274 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьям 2, 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», содержат правовую неопределенность, поскольку закрепляют двусмысленное правило о том, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из сверхнормативов потребления коммунальной услуги , предоставленной на общедомовые нужды, которые определяются на основании коллективных (общедомовых) приборов учета, и вменяют обязанности управляющей организации оплачивать сверхнормативное потребление энергоресурсов за собственников многоквартирных домов, имеющих индивидуальные приборы учета и не оплачивающих потребленные энергоресурсы по индивидуальным приборам учета. Как указывает административный истец,
Апелляционное определение № АПЛ19-310 от 05.09.2019 Верховного Суда РФ
энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Правила определяют расчет размера платы по горячему водоснабжению в случае отсутствия прибора учета горячей воды. Кроме того, предметом правового регулирования оспариваемых положений нормативного правового акта является расчет размера платы не за энергетический ресурс (тепловую энергию), учет которого предусмотрен соответствующим федеральным законом, а за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Исходя из статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что объем потребленной горячей воды рассчитывается по показаниям приборов учета либо по нормативам потребления. При этом жилищным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, расчет объема тепловой энергии, потребленной для нагрева холодной воды, по показаниям прибора учета не предусмотрен. Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо применять показания приборов учета при определении объема тепловой энергии, затраченной для подогрева воды, сводятся к решению вопроса об осуществлении нормативно-правового регулирования, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской
Апелляционное определение № 64-АПА19-6 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
колонок на твердом топливе (электротитанов) и быстродействующих газовых водонагревателей. Решением Сахалинского областного суда от 6 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней МКП «Городской водоканал» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. По мнению административного истца, Министерству при внесении изменений в Приказ № 14 надлежало разделить нормативы потребления для домов с колонками на твердом топливе (электротитанами) и домов с газовыми водонагревателями. В обоснование возникающих вследствие объединения в одну категорию домов с разными системами нагрева воды убытков Предприятие приводит самостоятельно выполненные расчеты нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, дифференцированные по системам водоснабжения и категориям многоквартирных и жилых домов. Полагает, что норматив потребления холодной воды определен с нарушением пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
Решение № АКПИ19-78 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
г. № 1572). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 августа 2006 г., № 34, «Российской газете» 22 августа 2006 г. Правила № 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно подпункту «л» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги , потребляемые при содержании общего
Решение № АКПИ22-313 от 12.07.2022 Верховного Суда РФ
кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Приведенное оспариваемое положение в полной мере согласуется с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его частью 1 статьи 157, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которое осуществило правовое регулирование в указанной сфере, установив порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой
Решение № А46-11768/08 от 01.08.2008 АС Омской области
что в арендную плату и затраты Арендодателя не включаются расходы на электроснабжение, водоснабжение, а также услуги за пользование телефоном и иные расходы Арендатора, связанные с производственной деятельностью последнего (далее по тексту договора – коммунальные услуги). В соответствии с пунктом 3.5. договора оплата коммунальных услуг производится Арендатором ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем за который она производится. Для определения суммы коммунальных платежей, подлежащих уплате Арендатором, по итогам отчетного месяца Сторонами составляется Акт потребления коммунальных услуг , в котором указывается количество потребляемой энергии, воды и иных коммунальных услуг, а также указывается общая стоимость коммунальных услуг, подлежащая оплате за отчетный месяц. Стоимость коммунальных услуг рассчитывается исходя из тарифов, установленных уполномоченными органами. Стоимость коммунальных услуг может быть в одностороннем порядке изменена Арендодателем на величину изменения тарифов, установленных РЭК, ГТС, МУП «Водоканал» и иными уполномоченными органами. Настоящим Стороны установили, что оплата за водоснабжение и водоотведение производится Арендатором с учетом затрат на содержание
Решение № А46-18792/2021 от 21.06.2022 АС Омской области
до 5 февраля вносится арендная плата за февраль и т.д.) путем перечисления на указанный в данном пункте Договора расчетный счет Арендодателя (пункт 3 1 Договора). Из пункта 3.5 Договора следует, что Арендатор обязуется компенсировать Арендодателю его затраты, связанные с электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, а равно обеспечением пользования услугами телефонной линии нежилых помещений, переданных в аренду Арендатору (далее - коммунальные услуги). Для определения суммы коммунальных платежей, подлежащих оплате Арендатором, по итогам отчетного месяца сторонами составляется акт потребления коммунальных услуг , в котором отражается количество потребленной электроэнергии, воды, водоотведение и иные понесенные затраты, а также указывается общая стоимость коммунальных платежей, подлежащих оплате за отчетный месяц. Затраты Арендодателя рассчитываются исходя из тарифов ресурсоснабжающих организаций, установленных РЭК, ГТС, ОАО «Омскводоканал» и иными уполномоченными органами, а также затрат Арендодателя на содержание системы телефонирования, водообеспечения, канализации, энерго- и теплосистем. Также Арендатор обязуется компенсировать Арендодателю затраты по общему имуществу здания за эксплуатационные услуги (пункт 3.6 Договора). Согласно двустороннему
Решение № А40-100648/17-3-983 от 15.12.2017 АС города Москвы
рублей. В соответствии с положениями пункта 2.9 Договора (в редакции Дополнительного соглашения №5 от 24 октября 2014 года) КС-2000 обязуется ежемесячно возмещать ГПМХ понесенные расходы по оплате коммунальных услуг (электроэнергия, тепло, горячее и холодное водоснабжение, прием сточных вод), потребляемых КС-2000 при выполнении работ на Объекте. Возмещение расходов должно быть произведено в срок не позднее 5 банковских дней от даты получения от ГПМХ соответствующего счета. 30 июня 2015 года в адрес КС-2000 был направлен Акт потребления коммунальных услуг на сумму 954 658.18 рублей за период 01 декабря 2014 - 17 марта 2015 года. К Акту были приложены подтверждающие документы. Акт потребления коммунальных услуг от 30 июня 2015 года был КС-2000 принят и подписан без замечаний. До настоящего времени задолженность за коммунальные услуги КС-2000 в сумме 954 658,18 рубля не погашена, что подтверждается Актом сверки по состоянию на 16.08.2017 года. Таким образом, Ответчиком по встречному иску доказательств полной оплаты не представлено. Следовательно,
Решение № А17-3459/09 от 30.09.2009 АС Ивановской области
УМП «Водоканал», МУП «Энергосбыт», МП «Ивгортеплоэнерго». На основании оплаченных счетов и показаний приборов учета, истец определил в соответствии с условиями договора аренды величину стоимости коммунальных услуг, подлежащих возмещению ответчиком и выставил последнему к оплате счет №36 от 08.05.2009 на сумму 8588 рублей 62 копейки (стоимость коммунальных услуг за апрель 2009 года), из них 3387 рублей 86 копеек за электроэнергию; 807 рублей 19 копеек за водоснабжение; 3943 рубля 57 копеек за теплоэнергию). Суду представлен акт потребления коммунальных услуг и расчет сумм коммунальных платежей с указанием методики расчета, примененных тарифов и показаний счетчиков отдельно по водоснабжению, теплоснабжению, электроэнергии. Ранее, оплачивая стоимость коммунальных услуг, потребленных в марте 2009 года, ответчик согласился с методикой расчета, кроме того, методика соответствует пункту 6.3. договора аренды (коэффициент определяется отношением величины арендованной площади, занимаемой арендатором к полезной площади здания 308,5 кв.м. к 594,5 кв.м.). Со своей стороны арендодатель выполнил обязательства, взятые на себя в договоре от 01.03.2009, предоставив
Решение № 2-1160/2022 от 08.04.2022 Волжского районного суда (Самарская область)
предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт (пункт 49 Правил N 354). В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), "норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Согласно пункту
Решение № 2-152|2020 от 02.02.2019 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
услуги, однако ответчики свои обязательства по оплате жилья и коммунальных услуг исполняют ненадлежащим образом. Представитель истца ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений, поддержала, требования просила удовлетворить. Ответчик ФИО2 не согласен с начислениями истца по отоплению и ГВС. Пояснил, что в спорный период времени ответчики в квартире не проживали и не пользовались указанными услугами. Отопление и вода были отключены. Ответчиками при приобретении квартиры и в последующем были составлены акты потребления коммунальных услуг . Из актов следует, что в спорный период ответчики не потребляли тепло и горячую воду. В остальной части исковые требования не оспариваются, с расчетами истца (л.д. 218) ответчики согласны. Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Третьи лица ТСН «ТСН Космос» ИНН <***>, ТСН «Космос» ИНН <***> о месте и времени судебного заседания извещены. Представители в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело при
Решение № 2-1282/2021 от 24.05.2021 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
с п. 3.3 договора, ежемесячно ключевой собственник выставляет собственникам акт оказания услуг в срок 5 числа месяца следующего за отчетным, который подписывается собственником в течение 2 дней с момента его получения. Если по истечении указанного срока собственник не предоставил ключевому собственнику подписанный акт или мотивированный отказ от его подписания, то услуга считается принятой надлежащим образом, акт подписанным. Пунктом 3.12 предусмотрено, что стороны пришли к соглашению, что собственник № поручает собственнику № – ИП ФИО1 вести все юридические и фактические действия по исполнению настоящего договора, в т.ч. подписывать все акты выполненных работ, акты потребления коммунальных услуг , оплачивать оказанные услуги, вести расчеты по настоящему договору. Согласно п. 7.1 договор вступает в силу (дата) и действует до момента перехода права собственности на помещение к новому собственнику. ИП ФИО9 осуществляла деятельность по исполнению договора совместной эксплуатации общего имущества, порядке оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг от (дата), что подтверждается договорами холодного водоснабжения и водоотведения
Решение № 3А-95/2023 от 12.07.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)
энергетики и транспорта Иркутской области рассчитаны нормативы потребления коммунальных услуг для 30 климатических зон Иркутской области, которые дифференцированы по годам постройки и этажности зданий и утверждены приказом № 58-38-мпр, срок введения данных нормативов был предусмотрен 01.01.2021 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2185 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов» в постановление № 1380 и иные нормативные правовые акты внесены изменения, откорректирован срок перехода к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг на 2022 год. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 при расчете размера платы за отопление допускалось до 01.01.2020 (а в последующем внесены изменения, допускающие до 01.01.2021, 01.01.2022, 01.01.2023) использовать норматив потребления коммунальной услуги состоянию на 30.06.2012 (срок,
Решение № 3А-70/2017 от 19.04.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)
домов) были меньше, чем установлено оспариваемым нормативом. Соответственно, размер платежей за предоставляемые коммунальные услуги был менее оспариваемого норматива. Таким образом, в результате утверждения оспариваемого норматива и придания ему обратной силы положение большей части потребителей ухудшилось, поскольку на территории Кизеловского муниципального района и Кизеловского городского поселения количество домов после 1999 года постройки составляет 4 дома из 38. Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в указанной части, противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления нормативов потребления коммунальных услуг . В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной